Вот моя деревня! Где еще вы найдете в Петербурге дворы со свисающими гроздьями винограда?

Именно так, цитируя русского поэта-самоучку Ивана Сурикова, могут смело говорить жители Приморского проспекта, улиц Савушкина, Школьной и других между Большой Невкой и Черной речкой. Микрорайон у одноименной станции метро называется Новой Деревней, дальше, в сторону выезда из города, — Старая Деревня. По большей части здесь послевоенная малоэтажная застройка, где царит почти пригородная жизнь. Где еще вы найдете в Петербурге дворы, в которых вдоль фасадов свисают гроздья винограда? Блогер Елена НИКОЛАЕВА, исследователь советской архитектуры, обосновалась в этих местах шесть лет назад и ни разу не пожалела об этом выборе.

Вот моя деревня! Где еще вы найдете в Петербурге дворы со свисающими гроздьями винограда?  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Неужели даже Приморский проспект, который гудит днем и ночью, не мешает?

Черная1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Наш дом стоит в стороне от него, мы этот гул не особенно ощущаем. Другое дело, что шумят трамваи на улице Савушкина, но к этим городским звукам мы люди привычные…

Раньше, когда не было станции метро «Беговая», улица Савушкина была транзитной: многие жители Курортного района и Кронштадта доезжали до «Черной речки», ставили там свои автомобили, заполняя все свободные места на улицах и в ближайших дворах, и пересаживались на метро.

— Теперь то же самое происходит на «Беговой»?

— Мы как раз оттуда, от Парка 300‑летия Петербурга, и переехали в Новую Деревню. На прежнем месте стало очень шумно и суетливо. Хотелось остаться в Приморском районе, но жить там, где тише и спокойнее. Здесь именно так, при этом и до центра близко, а за город, на побережье Финского залива, выезжать удобно.

Вообще же район очень разный. Возле станции метро «Черная речка» застройка в стиле сталинского ампира — мощная, парадная, торжественная. Кстати, в одном из домов по улице Савушкина (№ 16), построенном в 1950‑х годах, — подземная парковка. Чрезвычайно редкий случай для жилых домов того времени. Пять гаражей-боксов, каждый из которых когда‑то был закреплен за определенной квартирой.

Чуть дальше по улице Савушкина — малоэтажные дома, возведенные в послевоенные годы по проектам целой группы архитекторов, в том числе Виктора Фромзеля, Олега Гурьева, Николая Назарьина. В 1950‑х годах здесь получали жилье работники ближайших заводов, и эти дома вовсе не считались каким‑то элитным жильем. Здесь были и коммунальные квартиры, и общежития. Но сегодня жителям этих домов можно только позавидовать, они будто в пригороде находятся. Есть даже квартиры с индивидуальным выходом на улицу, во дворах жители устраивают элементы дачной жизни.

— Цветники, барбекю?

Черная3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Даже гамаки под окнами… Дома здесь все отремонтированные. Нет таких, которые выглядели бы обветшавшими.

Ближе к станции метро «Старая Деревня» — застройка хрущевского времени. Там среди жителей немало сотрудников нынешнего института «Атомпроект», расположенного на улице Савушкина, а также их потомков.

Очень многие переезжают в наш район совершенно сознательно. Особенно семьи с детьми. Здесь просторные дворы, утопающие в зелени. Много общеобразовательных школ и детских садов. Несколько художественных школ, да еще и филиал Эрмитажа в Старой Деревне…

Чтобы приобрести здесь жилье на вторичном рынке, людям нередко приходится по несколько лет ждать предложений. Кстати, в этом районе практически нет съемных квартир. Это тоже важный показатель того, что здесь люди живут постоянно и не отказываются от своего жилья. Отсюда и соответственное отношение к дому, дворам, месту обитания.

Жить здесь действительно очень комфортно. Так что отсутст­вие супермаркетов и крупных торговых комплексов — вполне разумная плата за достоинства нашего района.

— А реновация ему не грозит?

— Слухи о том, что, мол, все пойдет под снос, ходили еще с 1990‑х годов. Однако в отличие от Нарв­ской заставы или Сосновой Поляны нас никогда не включали в программу реновации.

Дома здесь крепкие, прочные. К примеру, износ нашего дома, которому семьдесят лет, составляет 30 – 35 %. Внешние стены полметра толщиной — эффект термоса: летом прохладно, зимой комфортно и тепло. Перекрытия деревянные. Когда мы делали ремонт, снимали паркет, чтобы понять состояние балок и при необходимости что‑то заменить, и убедились, что они в идеальном состоянии…

— Судя по вашим словам, Новая и Старая Деревни — прямо‑таки оазис благополучия. Неужели никаких недостатков нет?

— Есть, конечно. Проблема с обновлением зон отдыха и детских площадок. Как выяснилось, часть детских площадок вообще никому не принадлежит. Вот на площадке возле нашего дома лет пять назад во время грозы упало дерево, так управляющая компания просто демонтировала все объекты на ней, заявив, что там вообще не должно быть детской площадки, а предус­мотрен сквер. В таком полуразоб­ранном состоянии она находится и сегодня…

По идее, хорошо было бы произ­вести переучет всего, что есть во дворах, чтобы понять сферу ответственности. В нашем дворе есть фонтан, сооруженный еще в 1950‑х годах и давно уже не действующий. В городскую программу восстановления фонтанов он не попал. Местные жители пытаются привлечь к нему внимание и возродить это место отдыха. Специалисты, которых мы приглашали, сказали, что в принципе вернуть этот фонтан к жизни вполне реально.

Жителей домов ближе к Черной речке беспокоит новая застройка вдоль ее набережной. Там на мес­те бывшей промзоны возводят апарт-отели. Проблема в том, что к ним не прилагается ни школ, ни детских садов, вся социальная нагрузка ложится на ближайшую инфраструктуру. Впрочем, такая ситуация с апарт-отелями характерна для всего города.

МНЕНИЯ

Виктор ФЕДОРОВ, руководитель Санкт-Петербургского пушкинского клуба (Приморского района):

— Квартал между улицами Савушкина и Школьной, Карельским переулком и набережной Черной речки иногда называют «театральным». Среди его жителей были режиссеры Георгий Товстоногов и Ян Фрид, актеры Евгений Лебедев и Бруно Фрейндлих, композиторы Исаак Шварц и Дмитрий Толстой. Дом на набережной Черной речки, 12, куда сейчас упирается Коломяжский путепровод, — один из адресов оперного певца Бориса Штоколова. В том же доме несколько лет жил академик Дмитрий Лихачев. Целый сгусток великих фамилий! И нет, увы, ни одной мемориальной доски… Мне посчастливилось жить неподалеку, и в цветочном магазине я нередко сталкивался с актером Игорем Дмитриевым, а в парикмахерской однажды довелось сидеть в одной очереди с его однофамильцем народным артистом СССР Иваном Дмитриевым.

Андрей ЖДАНОВ, краевед:

— Очень жаль, что не действует ныне кинотеатр «Юность» на улице Савушкина. Несколько десятилетий, с самого открытия в 1960 году, он был культурным центром района. Красивый фасад, украшенный скульптурами девушки с развевающейся над головой лентой и юноши со светильником… Вечером над крышей зажигались огромные неоновые буквы «Юность». В начале 1990‑х кинотеатр закрылся, тогда же исчезли скульптуры у входа, несколько лет все было брошенным. Новая жизнь здания, прошедшего капитальную реконструкцию, началась лет семь назад, но теперь уже в виде торгово-развлекательного центра, верхние этажи которого занял ресторан. А вместо цветников перед входом — автостоянка…

Виктор КОРЕНЦВИТ, археолог:

— Когда во второй половине 1980‑х годов велись работы по благоустройству сквера у станции метро «Черная речка», экскаватор при прокладке траншеи наткнулся на кирпичную кладку. Были вызваны представители инспекции по охране памятников. Я и археолог Дмитрий Григорьев заложили шурф. Оказалось, строители зацепили фундаменты находившегося здесь когда‑то увеселительного заведения «Вилла Родэ». Среди находок было несколько сохранившихся в целости бутылок шампанского. Нам они, увы, не достались: рабочие забрали их себе.

Евгения КИРИЕНКО, сотрудница библиотеки:

— Жители нашего дома на набережной Черной речки, 29, чрезвычайно обеспокоены тем, что помещения двух первых этажей отдали под склад хозяйственного инвентаря и общежитие дворников. Изначально, по проекту 1958 года, эти помещения были предназначены для яслей на 80 мест. Но там они находились только до 1975 года, а последние двадцать лет все пустовало. Инициативная группа жителей квартала и родителей обратилась к чиновникам с просьбой вернуть бесхозным помещениям функцию ясельной группы детского сада, но получила отказ. Между тем на сегодняшний день по соседству с домом № 29 располагается восемь новых жилых комплексов на 8654 квартиры, при этом в микрорайоне построен лишь один новый муниципальный детский сад на 220 мест.


#архитектура #Старая Деревня #достопримечательности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7529) от 24.10.2023 под заголовком «Вот моя деревня!».


Комментарии