Воркшоп на своих двоих

Конференция «Перспективные технологии повышения безопасности дорожного движения», проведенная на днях в Петербурге Минтрансом и НИИ автомобильного транспорта, обозначалась как образовательная», однако носила отчетливо прикладной характер. Урбанисты, социологи, специалисты в области городского планирования, представители профильных университетов и институтов, общественных организаций и городского правительства мечтали о «городе как пространстве безопасного движения».

Воркшоп на своих двоих  | ФОТО Rawpixe/shutterstock.com

ФОТО Rawpixe/shutterstock.com

По мнению научного руководителя института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Павла Кравченко, «теория» безопасности у нас вполне на уровне, дело за практикой: «Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность по предупреждению причин возникновения тяжких последствий аварий. Мы же, как правило, перешагиваем через этот этап, исследуя лишь итог, последствия ДТП...».

В России в последние 20 – 25 лет в ДТП ежедневно погибают в среднем по 80 – 85 человек. К административной ответственности за нарушение требований Правил дорожного движения ежегодно привлекаются более 60 млн граждан. Но все понимают: наказание нарушителей и воспитание ответственных водителей – это всего полдела или даже того меньше.

Доклад директора института проблем транспорта им. Соломенко РАН Игоря Малыгина был посвящен АСУДД – автоматизированным системам управления дорожным движением на основе датчиков, камер фиксации и комплексов «ЭРА-ГЛОНАСС» в Москве. Об этом давно говорят и в Петербурге. Преимущества таких систем очевидны: с их помощью можно эффективно управлять транспортными потоками в зависимости от загруженности дорог, обнаруживать угнанные машины, видеть полную картину ДТП.

Директор автоконсалтинговой компании из Архангельска Елена Сваткова рассказала, как разгрузить дороги без наращивания мощностей, лишь здраво переоценив существующие артерии и перераспределив нагрузку. Оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта, грамотно обустроить перехватывающие парковки, продумать удобные пешеходные маршруты и дать возможность людям передвигаться по городу на велосипедах...

Профессиональные дискуссии и «круглые столы» этого форума предварил трехминутный ролик о небольшом учебном воркшопе (групповой метод развития), проведенном накануне студентами под руководством специалиста петербургской «Лаборатории градопланирования» Андрея Костюченко. Будущие дорожники, планировщики и урбанисты исследовали «своими ногами» Чкаловский проспект Петроградской стороны от станции метро «Чкаловская» до Левашовского проспекта. Их целью было понять, какие там существуют проблемы для пешеходов и как обеспечена их безопасность. Выводы удручили.

Первое наблюдение участников воркшопа: люди не помещаются на тротуаре. Его ширина редко где превышает два метра. При этом на всей протяженности исследуемого участка – «обилие противопешеходных» ограждений, которые создают у идущих неприятное чувство движения по узкому коридору. Но главное – каждый такой забор сужает тротуар еще на 40 см. А встречающиеся урны, выступающие водосточные трубы, ступеньки у входа в магазины в сочетании с заборами оставляют людям для прохода чуть более метра – двоим не разойтись. Кроме того, заметили участники практикума, ограждение не только препятствует выходу пешеходов на проезжую часть, но и не дает попасть на тротуар людям, выходящим из машин. «То есть, пытаясь обезопасить одних, мы подвергаем риску других», – сделали вывод участники испытаний Чкаловского.

Кроме того, в районе одноименной станции метро на тротуарах студенты обнаружили несколько рекламных конструкций, ухудшающих обзор перекрестка и создающих препятствия для пешеходов. В ходе эксперимента выяснили, что переходить дорогу у «Чкаловской» крайне неудобно – при этом в час пик за один 18-секундный такт светофора ее пересекают около двухсот человек. Вывод: нужно изменить фазы светофора. Участники воркшопа также предложили организаторам движения перенести пешеходные дорожки поближе к пересечению проезжих частей, что позволит пешим чувствовать себя комфортнее, а водителей заставит быть внимательнее.

Молодые люди взглянули на обычную городскую улицу глазами ее пользователей. Представили, как в условиях Чкаловского проспекта чувствуют себя пенсионеры, мамы с колясками или детьми на руках, школьники, приезжие с чемоданами, инвалиды-колясочники, горожане, спешащие по своим делам или, наоборот, двигающиеся медленнее потока.

Результаты этого воркшопа, а также прозвучавшие на конференции идеи по улучшению городской дорожной инфраструктуры и изменению «транспортных привычек» горожан, по словам организаторов, должны лечь в основу системы повышения безопасности дорожного движения в Петербурге.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.