Воркшоп на своих двоих

Конференция «Перспективные технологии повышения безопасности дорожного движения», проведенная на днях в Петербурге Минтрансом и НИИ автомобильного транспорта, обозначалась как образовательная», однако носила отчетливо прикладной характер. Урбанисты, социологи, специалисты в области городского планирования, представители профильных университетов и институтов, общественных организаций и городского правительства мечтали о «городе как пространстве безопасного движения».

Воркшоп на своих двоих  | ФОТО Rawpixe/shutterstock.com

ФОТО Rawpixe/shutterstock.com

По мнению научного руководителя института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Павла Кравченко, «теория» безопасности у нас вполне на уровне, дело за практикой: «Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность по предупреждению причин возникновения тяжких последствий аварий. Мы же, как правило, перешагиваем через этот этап, исследуя лишь итог, последствия ДТП...».

В России в последние 20 – 25 лет в ДТП ежедневно погибают в среднем по 80 – 85 человек. К административной ответственности за нарушение требований Правил дорожного движения ежегодно привлекаются более 60 млн граждан. Но все понимают: наказание нарушителей и воспитание ответственных водителей – это всего полдела или даже того меньше.

Доклад директора института проблем транспорта им. Соломенко РАН Игоря Малыгина был посвящен АСУДД – автоматизированным системам управления дорожным движением на основе датчиков, камер фиксации и комплексов «ЭРА-ГЛОНАСС» в Москве. Об этом давно говорят и в Петербурге. Преимущества таких систем очевидны: с их помощью можно эффективно управлять транспортными потоками в зависимости от загруженности дорог, обнаруживать угнанные машины, видеть полную картину ДТП.

Директор автоконсалтинговой компании из Архангельска Елена Сваткова рассказала, как разгрузить дороги без наращивания мощностей, лишь здраво переоценив существующие артерии и перераспределив нагрузку. Оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта, грамотно обустроить перехватывающие парковки, продумать удобные пешеходные маршруты и дать возможность людям передвигаться по городу на велосипедах...

Профессиональные дискуссии и «круглые столы» этого форума предварил трехминутный ролик о небольшом учебном воркшопе (групповой метод развития), проведенном накануне студентами под руководством специалиста петербургской «Лаборатории градопланирования» Андрея Костюченко. Будущие дорожники, планировщики и урбанисты исследовали «своими ногами» Чкаловский проспект Петроградской стороны от станции метро «Чкаловская» до Левашовского проспекта. Их целью было понять, какие там существуют проблемы для пешеходов и как обеспечена их безопасность. Выводы удручили.

Первое наблюдение участников воркшопа: люди не помещаются на тротуаре. Его ширина редко где превышает два метра. При этом на всей протяженности исследуемого участка – «обилие противопешеходных» ограждений, которые создают у идущих неприятное чувство движения по узкому коридору. Но главное – каждый такой забор сужает тротуар еще на 40 см. А встречающиеся урны, выступающие водосточные трубы, ступеньки у входа в магазины в сочетании с заборами оставляют людям для прохода чуть более метра – двоим не разойтись. Кроме того, заметили участники практикума, ограждение не только препятствует выходу пешеходов на проезжую часть, но и не дает попасть на тротуар людям, выходящим из машин. «То есть, пытаясь обезопасить одних, мы подвергаем риску других», – сделали вывод участники испытаний Чкаловского.

Кроме того, в районе одноименной станции метро на тротуарах студенты обнаружили несколько рекламных конструкций, ухудшающих обзор перекрестка и создающих препятствия для пешеходов. В ходе эксперимента выяснили, что переходить дорогу у «Чкаловской» крайне неудобно – при этом в час пик за один 18-секундный такт светофора ее пересекают около двухсот человек. Вывод: нужно изменить фазы светофора. Участники воркшопа также предложили организаторам движения перенести пешеходные дорожки поближе к пересечению проезжих частей, что позволит пешим чувствовать себя комфортнее, а водителей заставит быть внимательнее.

Молодые люди взглянули на обычную городскую улицу глазами ее пользователей. Представили, как в условиях Чкаловского проспекта чувствуют себя пенсионеры, мамы с колясками или детьми на руках, школьники, приезжие с чемоданами, инвалиды-колясочники, горожане, спешащие по своим делам или, наоборот, двигающиеся медленнее потока.

Результаты этого воркшопа, а также прозвучавшие на конференции идеи по улучшению городской дорожной инфраструктуры и изменению «транспортных привычек» горожан, по словам организаторов, должны лечь в основу системы повышения безопасности дорожного движения в Петербурге.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.


Комментарии