Вооружен, но не опасен. История «Беспокойного» корабля-музея в Кронштадте

Грозной громадой выглядит эскадренный миноносец «Беспокойный», пришвартованный в кронштадтской Купеческой гавани. В недалеком будущем он станет частью музейного комплекса Западного военного округа, более известного как парк «Патриот». Событие действительно исключительное: «Беспокойный» станет крупнейшим в России кораблем-музеем. Хотя бы даже по своим размерам: его длина — 156 метров — на 30 метров больше «Авроры».

Вооружен, но не опасен. История «Беспокойного» корабля-музея в Кронштадте | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Кронштадт корабль прибыл в мае нынешнего года, а в июле принял первых посетителей. В социальных сетях уже можно найти селфи счастливых гостей, восторженные записи говорят сами за себя: «Вот зверюга! Поражает уже одним лишь своим видом». «Впечатляет!». «Спасибо всем, кто принял решение оставить в живых такой корабль». «Где корабельный кот Тема — выяснить не удалось»...

Эсминец относительно новый: прослужил на флоте чуть меньше трех десятилетий. Заложен он был на Судостроительном заводе имени Жданова (ныне «Северная верфь») в апреле 1987 года, спущен на воду спустя три года, став пятнадцатым в 956-м проекте. Это была последняя серия кораблей класса «эскадренный миноносец», разработанная и осуществленная в СССР. Но вступил «Беспокойной» в строй уже в новой России, после распада Союза. Андреевский флаг на нем подняли в конце февраля 1992 года — причем еще до того, как подобный стяг стал реять на всех кораблях ВМФ России.

По словам моряков, эсминец имеет отличную мореходность, эффективен для уничтожения береговых целей и крупных надводных кораблей. Ведь он вооружен практически до зубов — зенитно-ракетными установками, способными поражать цели на высоте до 15 километров, противокорабельными ракетами, шестиствольными реактивными бомбометными установками...

Как и многие военные корабли, свое название он несет по наследству. Один из предыдущих «Беспокойных», будучи эсминцем Черноморского флота, отличился в Первой мировой, а в ноябре 1920 года вместе с Русской эскадрой покинул Крым и оказался в Бизерте...

В биографии нынешнего «Беспокойного» таких драматических эпизодов нет. В его летописи — десятки учений и походов, боевых патрулирований и дежурств. Долгое время он являлся «представительским» кораблем, поддерживая репутацию Балтийского флота на международных морских учениях и во время визитов в порты европейских стран. В 1994-м обеспечивал безопасность яхты «Британия», на которой королева Елизавета II прибыла в Петербург.

Одна проблема: комплектующие для кораблей 956-го проекта производились на Украине. Поэтому обслуживать такие эсминцы оказалось очень непросто, и сегодня из двух десятков их осталось всего несколько.

Последний раз «Беспокойный» выходил в море на боевое дежурство десять лет назад, затем использовался как учебное судно. Наконец, два года назад его поставили в док прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» для конвертации — она производится тогда, когда нет возможности поддерживать корабль на плаву из-за негерметичности донно-забортной арматуры и систем.

Весной нынешнего года буксиры привели эсминец из Балтийска в Кронштадт. Здесь на корабле провели косметический ремонт, в котором он особенно нуждался: повсюду была ржавчина, в некоторых местах морская соль буквально разъела металл.

В преддверии Дня военно-морского флота с «Беспокойного» прозвучал полуденный выстрел, тем самым в Кронштадте была восстановлена традиция, канувшая в Лету чуть больше сорока лет назад. Пока залп производится по выходным, потом будет звучать ежедневно.

Сегодня дежурную службу на корабле несет экипаж — почти три десятка моряков. Командир эсминца капитан 3-го ранга Вадим Галанин пришел сюда еще лейтенантом сразу после окончания училища. Так что вся жизнь «Беспокойного» — это и его личная биография...

Часть судна выделена под экспозицию, посвященную легендарному Таллинскому переходу, совершенному кораблями Балтийского флота в конце августа 1941 года. Историки до сих пор спорят, чем было это событие: героической эпопеей, больше половины участников которой (15 из 26 тысяч) погибли, ценой жизни спасая ядро флота, или одной из самых масштабных морских катастроф Второй мировой войны.

Занимается созданием музея общественная организация «Память Таллинского прорыва».

— Обустраиваем все собственными силами, помогает и команда, — поясняет Мария Инге-Вечтомова, внучка знаменитого поэта-балтийца Юрия Инге, погибшего во время Таллинского перехода. — Экспонаты — главным образом личные вещи участников этой эпопеи, например, капитана Вячеслава Калитаева, который был командиром транспорта «Казахстан», пострадавшего от прямого попадания фугасной авиабомбы в палубу. Их передала его дочь.

Рядом с экспозицией, посвященной Таллинскому прорыву, разместится еще одна, рассказывающая о военно-морской медицине. Можно будет увидеть операционную, амбулаторию, изолятор и лазарет. Часть экспонатов развернута уже сегодня.

По словам волонтера Игоря Голубева, медицинское оборудование — относительно новое, но многие предметы десятилетиями остаются почти в неизменном виде: настолько они простые, надежные и прочные. Например, морские носилки: их конструкция не поменялась за много лет, практически такие же были и во время войны. Система очень удобная — человек как в люльке, ее нужно только подцепить специальными тросами...

Полностью музей на «Беспокойном» откроется в следующем году. Он будет оборудован мультимедийными досками, виртуальными гидами и QR-кодами. А пока подняться на палубу судна можно по субботам и воскресеньям с 11.00 до 17.00.

Кстати, есть чем заняться и на пирсе возле корабля: тут расположена масштабная экспозиция под открытым небом. Рейдовый катер, сверхмалые подводные лодки, легкая артиллерия, торпеды и торпедные установки, мины... Как пояснили военные, представленная здесь экспозиция «Эра гидрокосмоса» уже в нынешнем виде — крупнейшее в мире собрание подводных, в том числе и глубоководных, аппаратов.

#Кронштадт #Патриот #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6261) от 04.09.2018 под заголовком «Вооружен, но не опасен».


Комментарии