Вокзалы, которые мы потеряли

В торговом центре на Невском пр., 71, открылась выставка «Потерянная магистраль», посвященная архитектурному наследию железных дорог – зданиям вокзалов, водонапорным башням, поворотным кругам. Она организована градозащитным движением «Архнадзор» (Москва) и Петербургским отделением ВООПИиК.

Вокзалы, которые мы потеряли | Так выглядел вокзал в Войсковицах.<br>Фото Андрея Машинистова

Так выглядел вокзал в Войсковицах.
Фото Андрея Машинистова


Необычное место для выставки ее петербургский куратор Елена Минченок объяснила желанием представить историю и нынешнюю трудную судьбу культурного наследия самому широкому кругу петербуржцев. «Потерянная магистраль» была показана в Екатеринбурге, Челябинске и Уфе, после Петербурга планируются выставки на севере России и в Риге.

Активист «Архнадзора» Юрий Егоров полтора десятка лет занимается историческими железнодорожными постройками. Вместе с группой активистов за свой счет во время летних отпусков он обследовал железнодорожные ветки в Москве (там потери самые значительные), в центральных областях России, на севере, Урале, готовятся экспедиции в Сибирь.

В комментарии для нашей газеты Юрий Егоров рассказ о причинах появления в 2013 году передвижного выставочного проекта «Потерянная магистраль», показывающего 70 исторических зданий и комплексов по всей стране. В царской России железные дороги и все, что с ними связано, были объектом государственной важности, над зданиями работали известные архитекторы Щусев, Кекушев, Шехтель. В СССР – это был стратегический объект, вокзалы сталинского ампира – также ценное наследие.

В 2003 году прекратило свое существование Министерство путей сообщения, железные дороги стали коммерческим предприятием. Исторические здания, которые дорого поддерживать и еще дороже качественно реставрировать, стали «вымирать». Их не спасает и статус памятников, которые имеют многие постройки. Десять лет – тот срок, когда можно подвести первые итоги.

В то же время Юрий Егоров далек от желания обвинять во всех грехах только РЖД. Выставка показывает некоторые примеры успешной реставрации старых вокзалов. Важно, по его словам, вместе искать пути сохранения наследия.

Наиболее сильное впечатление из утраченного производит водонапорная башня в Подольске, построенная по проекту знаменитого инженера Василия Шухова. Других положительных примеров, увы, немного – здания станций Билимбай и Обозерская. Уже после создания выставки появилась надежда, что будет спасена станция Сеятель под Новосибирском. Тем более что рядом находится местный железнодорожный музей...

Несколько стендов выставки посвящено Петербургу и окрестностям. Оставлен за скобками Варшавский вокзал – тема большая и больная. Но есть и другие предметы для обсуждения, куда менее известные. Несколько лет назад в ходе реконструкции подъездов к Усть-Луге были уничтожены исторические вокзалы второй половины XIX века в Новолисине и Войсковицах, которые пережили войны и революции. Сейчас на их месте – пустыри. Сгорел павильон на станции Курорт, заброшено здание вокзала Сергиева, построенное по проекту Николая Бенуа, неясно будущее вокзала в Сестрорецке.

Великий Ле Корбюзье как-то заметил, что железные дороги – это история страны. Интересная и познавательная выставка «Потерянная магистраль» – призыв с уважением относиться к собственной истории.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5434) от 08.04.2015.


Комментарии