Вокзалы и дачи в цене: в реестре петербургских памятников архитектуры пополнение
В реестре петербургских памятников архитектуры за минувший месяц стало на восемь позиций больше. Он пополнился как дореволюционными зданиями, так и советскими. Среди них — комплекс железнодорожной станции Александровская в Пушкинском районе (на снимке).
ФОТО АВТОРА
Станция была открыта в 1853 году в составе железной дороги между Петербургом и Гатчиной. Поначалу она именовалась Царским Селом, в Александровскую была переименована в 1860‑м. Тогда же по типовому проекту инженера-архитектора Петра Сальмоновича (Варшавский вокзал в Гатчине был точно таким же) вместо деревянного вокзала построили каменный. Однако до наших дней здание сохранилось только в Александровской.
Первым попытку признать вокзальный комплекс выявленным памятником предпринял в 2016 году автор этих строк. Однако сотрудники КГИОП и привлеченные специалисты сочли объемно-пространственное и декоративное решение фасадов сохранившихся объектов «достаточно заурядным». В заключении также говорилось, что «здание вокзала, построенное по типовому проекту, утратило значительную часть оригинальных элементов (навес, кирпичные дымовые трубы и кровля)».
В 2020 году повторную заявку на выявление подал Иван Волох, однако и ему отказали. Не согласившись с вердиктом КГИОП, Волох обратился с иском в суд. Были проведены две историко-культурные экспертизы, одна из них — за авторством Олеси Чайниковой — рекомендовала включить в список памятников вокзал и двухэтажное служебное здание. Суд с выводом согласился, и теперь его оформили в виде распоряжения КГИОП. Добавим, что за последние годы список памятников пополнили несколько вокзалов в пригородах Петербурга — на станциях Дибуны, Павловск, Горелово и Горская, плюс вагоноремонтное депо товарной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Официально ценность признали у трех деревянных дач в Курортном районе. Дача Макаровой на улице Лейтенантов, 23/1, в Комарове была возведена в начале XX века. «Дача представляет собой яркий образец частного дома, построенного в конце XIX — начале XX века в приемах эклектики. Объект отличается сложным объемно-пространственным решением с прямоугольной башней с шатровым завершением, высокими щипцами и крыльцами», — пояснили в ведомстве.
Даче Слободзинского на Курортной улице, 35, в Зеленогорске тоже около 120 лет. «Наиболее выразительной частью здания является веранда с остекленным нижним ярусом и декорированным «трельяжной сеткой» вторым ярусом… В интерьере сохраняется остов печи производства финляндского Ракколаниокского завода, а также две металлические печи, декорированные филенками», — обосновали ценность в КГИОП.
Здание на Курортной улице, 31ж, в Зеленогорске, более известное как дача Марии Хек, имеет, на взгляд специалистов, богатую отделку: «Первый этаж отделен от мезонина широким резным орнаментальным поясом, углы основного и мансардных объемов украшены накладными панелями с прорезным геометризированным орнаментом. Оконные наличники на фигурных резных кронштейнах в верхних частях украшены орнаментированными подзорами, по бокам они имеют панели с желобчатым орнаментом и «алмазными гранями», в нижних частях украшены декором в виде солярных символов».
В том же Курортном районе под охрану в качестве объекта культурного наследия взяли бюст художника Ильи Репина. Он находится в соответствующей топонимической среде — в Репинском сквере на улице Репина в поселке Репино. Бюст установили в 1957 году, эта работа скульптора Матвея Манизера изначально создавалась для Академического сада на 4‑й линии Васильевского острова, однако он там так и не появился. В КГИОП подчеркнули, что репинский «один из старейших» памятников живописцу — первая скульптура (тоже за авторством Манизера) появилась в 1956 году на родине Репина в Чугуеве.
Если не бояться каламбуров, то еще один памятник, признанный памятником, теперь есть на бывшей территории Мясокомбината имени Кирова. Гранитная голова солдата в ушанке прежде стояла за забором, а теперь оказалась в открытом доступе на новом участке улицы Ленсовета. Во время Великой Отечественной войны предприятие находилось у линии фронта, на его территории располагались позиции железнодорожных войск, а на башне холодильно-колбасного цеха устроили пункт корректировки артиллерийского огня. Многие сотрудники предприятия стали участниками боевых действий. Заводчанам-героям и посвятили этот открытый в 1971 году памятник скульптора Александра Черницкого и архитектора Игоря Фомина.
Расширился охраняемый комплекс Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77. Раньше памятниками числились только сами вагонные сараи плюс жилой и административный дома. Теперь же выявили в качестве объектов наследия котельную (литера Д; 1906), кладовую для смазочных материалов (литера З; 1907) и дымовую трубу.
Наконец, выявленным памятником стал дворец спортивных игр «Зенит» на улице Бутлерова, 9, построенный в 1976 году и спроектированный архитекторами Григорием Морозовым и Валентиной Савельевой в рамках подготовки Ленинграда к Олимпиаде-80. «Архитектура здания была высоко оценена как современниками, так и историками архитектуры впоследствии. Проектные чертежи были опубликованы в профессиональной периодике», — обосновал свое решение КГИОП.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7689) от 24.06.2024 под заголовком «Вокзалы и дачи в цене».
Комментарии