2Vtzqv4Hz9U

Вокзал на букву «М»

Станции метро «Парк Победы» и «Фрунзенская» реконструируют со сносом их наземных павильонов и увеличением числа эскалаторов. Как ожидается, к работам будут готовы приступить уже через год-два. Эксперты удивлены: эти вокзалы подземки явно не самые загруженные, а потому необходимость их первоочередной перестройки не так уж очевидна.

Вокзал на букву «М» | ФОТО Замира УСМАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Замира УСМАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Вестибюли станций «Горьковская», «Парк Победы», «Фрунзенская» и «Электросила» были построены на синей (Московско-Петроградской) линии метро в начале 1960-х. Все они были возведены по типовому проекту: в то время в архитектуре вовсю развернулась «борьба с излишествами», начиналось массовое строительство. Чертежи круглых в плане зданий, увенчанных железобетонными куполами, были подготовлены архитекторами Ароном Гецкиным и Валентиной Шуваловой.

В XXI веке в Смольном созрела идея перестройки типовых вестибюлей. Как мы рассказывали, первой «пала» расположенная в Александровском парке «Горьковская». В 2008-м ее павильон снесли, построив годом позже новый вестибюль в виде летающей тарелки по проекту архитектурной мастерской «Суар.Т-проект». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма принадлежит ее генеральному директору Александру Супоницкому. Космическую тему наружного вида выбрали в связи с тем, что рядом находится петербургский Планетарий. Новое здание гораздо более просторное, чем постройка советских архитекторов.

Как сообщили «СПб ведомостям» в управлении петербургской подземки, следующими решено перестроить павильоны «Парка Победы» и «Фрунзенской». По обеим станциям выполнены предпроектные работы. Проектированием занималось то же бюро «Суар.Т-проект». Руководитель этой мастерской Александр Супоницкий рассказал нашей газете, что «пассажиропоток на этих станциях серьезно вырос по отношению к первоначальному проектному расчету».

В отличие от «Горьковской» в наклонных тоннелях «Парка Победы» и «Фрунзенской» требуется увеличить число эскалаторов. Реконструкция долго откладывалась, поскольку не было технической возможности установить дополнительные движущиеся лестницы («Парк Победы» и «Фрунзенская», напомним, имеют по три эскалатора). Сегодня такая возможность есть - на рынке представлены эскалаторы, не требующие балюстрад, поэтому в узкое пространство можно вместить больше таких подъемников (четыре вместо трех).

С увеличением числа эскалаторов потребуется и строительство новых вестибюлей. Старые будут снесены. Четыре типовых павильона - «Парк Победы», «Электросила», «Фрунзенская» и «Горьковская» - изначально несли в себе функции противоядерного бомбоубежища. В наши дни такого рода наземные укрытия не требуются, поскольку они уже не спасают от современного оружия.

Зато у метрополитена появились дополнительные требования к павильонам станций: в них нужно намного больше пространства. Необходимо, например, предусматривать место для линейки выходных турникетов, рамок, досмотровых пунктов. Надо создавать специальные возможности для инвалидов. Это еще один фактор, помимо увеличения пассажиропотока, который повлиял на решение о полном сносе старых вестибюлей.

Станция «Парк Победы», пожалуй, наиболее сложна для реконструкции с архитектурной точки зрения. Ведь она мало того что выходит на Московский проспект, так еще и расположена в парке, который охраняется как федеральный памятник. Здесь трудно представить себе летающую тарелку, как на «Горьковской».

Недавно мастерская Супоницкого представила в Градостроительный совет три варианта нового вестибюля для «Парка Победы». Как отмечается в материалах КГА, первый вариант - «с каменной трактовкой фасадов», второй «вдохновлен архитектурой нового здания Российской национальной библиотеки архитектора Щербина», что стоит напротив этой станции метро на Московском проспекте. Третий содержит отсылки к существующему вестибюлю «Парка Победы». Правда, ни один из них не был безоговорочно принят: зодчим предложили поработать еще.

На «Фрунзенской» же (вестибюль которой расположен на Московском проспекте, 71) планируют построить не отдельно стоящий павильон, а шестиэтажный центр управления метрополитеном. Это здание собираются исполнить в стилистике современной архитектуры (что будет в полной мере соответствовать назначению постройки, считают проектировщики). Его возведут в виде приплюснутого стеклянного шара. Александр Супоницкий говорит, что архитектурный облик в целом уже утвержден и теперь лишь уточняется в деталях.

Архитектор сообщил «СПб ведомостям», что, по его данным, реализация проектов обоих вестибюлей (и «Парка Победы», и «Фрунзенской») может начаться в конце 2019-го или в 2020 году.

Транспортный аналитик Владимир Валдин не слишком высокого мнения об архитектуре существующих типовых вестибюлей метро. Но, по его словам, перестройка их явно не является самой большой проблемой петербургского общественного транспорта. Пассажиропоток на обеих станциях увеличивается не настолько, чтобы в ближайшие годы требовалась радикальная реконструкция. Если уж затевать дорогостоящую масштабную стройку, то лучше было бы сделать вторые выходы, как того требуют современные нормативы, а не увеличивать число эскалаторов, полагает Валдин. Еще полезнее для города, считает эксперт, было бы сосредоточиться на строительстве новых станций и развитии наземного транспорта.

Градозащитник Дмитрий Литвинов в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» отметил, что лично он не считает типовые советские павильоны архитектурными достижениями. Хотя, возможно, один из них и стоило бы сохранить как памятник инженерного искусства (подобно первой «хрущевке»). На место «Парка Победы», по его словам, просится здание более или менее помпезной архитектуры: здесь надо «поработать в классической стилистике». На месте «Фрунзенской» стеклянное сооружение допустимо. Хотя и там наш собеседник предпочел бы видеть что-то более традиционное для северной столицы.

#метро #весибюль #реконструкция

Комментарии