Появился прецедент. Ситуация вокруг продажи дома Волкова в Ломоносове

Фонд имущества Санкт-Петербурга столкнулся с трудностями при продаже расселенных многоквартирных домов. Подобные сделки отказываются регистрировать в Росреестре. Прецедент возник при попытке продажи дореволюционного дома Волкова на Еленинской улице, 26/13, города Ломоносова - ценного памятника деревянного зодчества, состояние которого теперь вызывает опасения.

Появился прецедент. Ситуация вокруг продажи дома Волкова в Ломоносове  | Фото: AlexanderStein / Pixabay

Фото: AlexanderStein / Pixabay

Этот жилой дом на углу с улицей Ломоносова был построен на рубеже XIX - XX веков. В предреволюционные годы здание с башенкой принадлежало лесопромышленнику 1-й гильдии купцу Михаилу Волкову. С 1990-го постройка охраняется как региональный памятник архитектуры. До недавнего времени она оставалась в ведении города.

В 2016 году комитет имущественных отношений распорядился выставить здание на торги как «расселенный многоквартирный дом». В мае 2018-го городской Фонд имущества продал постройку на торгах частному лицу - Евгению Закопаеву (по данным сайта www.kartoteka.ru, он является соучредителем строительной компании «М-строй»).

Новый владелец приступил было к консервации объекта, установил ограждение. Но с оформлением сделки возникли неожиданные сложности, рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в Фонде имущества. Документы были переданы на регистрацию прав собственности в Росреестр.

Последний же вернул их, сославшись на статью федерального закона о регистрации недвижимости, которая гласит: «государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется». По закону, можно стать собственником только квартиры или нежилого помещения в таком доме. С другой стороны, речь идет о полностью расселенном здании.

«Эта позиция Росреестра является прецедентом, потому что до этого сделки по переходу права собственности на многоквартирные дома осуществлялись», - сказали нам в фонде. Теперь его руководство готовит обращение в комитет имущественных отношений (КИО) с инициативой об изменении вида здания на нежилое. В качестве альтернативного варианта рассматривается передача дома по программе аренды «Памятники за рубль».

Напомним, что город приступил к реализации этой программы недавно - в конце декабря 2018 года. По условиям, арендатор получает здание по ставке 1 рубль за 1 кв. метр в аренду на 49 лет в целях восстановления. Первым лотом программы стал дом Челищева на Вознесенском проспекте, 36. Итоги аукциона по нему должны подвести в первом квартале нынешнего года. В списке на будущее - Собственная дача в Петергофе, Царский вокзал в Пушкине и Александровские ворота Охтинских пороховых заводов на улице Химиков.

Между тем договор купли-продажи с Закопаевым был расторгнут, перечисленные им ранее в бюджет средства возвращены. Здание вернулось в городскую собственность. Но о том, что за ним надо следить, власти, видимо, забыли.

В начале нынешнего января краевед Виктор Мудров сообщил о том, что дом открыт и не охраняется. Градозащитники оповестили об угрозе для здания СМИ. После этого, как рассказал «СПб ведомостям» Мудров, вход в дом Волкова был наскоро заколочен досками, которые можно быстро убрать (а потому их нельзя считать надежной защитой). Скорее всего, о сохранности постройки позаботились жильцы одного из соседних зданий.

На днях в комитете по охране памятников провели проверку и формальных нарушений не нашли. «Зафиксировано, что дверной проем зашит, несанкционированный доступ в здание ограничен», - сообщили в комитете. Там также заявили о намерении обратиться в КИО, чтобы прояснить статус здания.

Градозащитник Дмитрий Литвинов в комментарии «СПб ведомостям» назвал ситуацию с отказом в регистрации права собственности абсурдной. «Наверное, 90% того, что продает Фонд имущества, - расселенные жилые дома», - сказал наш собеседник.

Другое дело, что здание это изначально не следовало выставлять на аукцион. Ведь речь идет об одном из самых ценных памятников деревянного зодчества (которых в Ломоносове осталось совсем мало). Практика показывает, что продажа с торгов на пользу таким постройкам обычно не идет. Один из немногих примеров удачно проданных деревянных зданий - дом Гильдебранта в Павловске (он, как мы рассказывали, был довольно бережно восстановлен). С этой точки зрения хорошо, что договор купли-продажи расторгнут. Ведь если бы собственник купил дом и не стал им заниматься, понадобилось бы несколько лет, чтобы аннулировать сделку.

Лучший вариант использования деревянного дома Волкова (который способствовал бы сохранению постройки) - приспособление его для нужд какого-нибудь государственного учреждения, полагает Литвинов. Но и передача по программе «Памятники за рубль» будет не худшим развитием событий, поскольку предполагает контроль над пользователем (в случае безответственного отношения к постройке договор аренды можно будет расторгнуть).

#дома #Росреестр #исторические здания #регистрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6360) от 17.01.2019 под заголовком «Вокруг дома Волкова».


Комментарии