Военная тайна Лесного

«Как ленинградцы свой город спасали» – так называется выставка, открывшаяся в Детском музейном центре исторического воспитания на Болотной улице в Лесном. Она родилась из необычного детского рисунка, изображавшего 2-й Муринский проспект: с одной стороны – современный облик, с другой – тот, что был в блокаду.

Военная тайна Лесного | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Детям всегда интересно снять современный культурный слой и посмотреть, что под ним. Мы воспроизвели это пожелание буквально, сделав схему Лесного. Верхний слой – современная карта района вокруг площади Мужества, а под ней – план той же местности, сделанный незадолго до войны – в 1939 году, – пояснила куратор выставки Анна Рапопорт.

С тех пор почти все улицы изменили свои названия, а многие и вовсе исчезли. Но все-таки главные магистрали сохранились, и места узнаются. На карте обозначены важнейшие адреса, связанные с блокадной летописью Лесного. Булочные, школы, детские дома, научные учреждения и вузы, Серебряный пруд, куда ходили за водой, аэродром в Сосновке...

– Дети блокадного Ленинграда выжили только благодаря родителям, – уверена Галина Гагарина, пережившая блокаду в Лесном. – Именно они, родители, были настоящими героями.

Галина Федоровна поделилась историей своей семьи: после смерти отца от голода в первую блокадную зиму у мамы на руках остались ее старуха-мать и двое маленьких детей. Как выжить? Мама пошла в дворники, чтобы получать рабочую карточку. Чего ей только ни приходилось делать еще: дежурила на крышах, разбирала дома на дрова, сплавляла лес по Неве, работала на торфоразработках, стояла вахтером на проходной... Все для того, чтобы существовать самой и поднимать детей...

Важнейшая тема – помощь фронту. Из Лесотехнической академии на выставку предоставили макет технологической линии гидролиза древесины. Ведь сотрудники академии придумали, как производить гидроцеллюлозу (ее еще называли пищевой целлюлозой) и пищевые дрожжи на древесном сахаре.

Своими блокадными реликвиями поделилась Главная геофизическая лаборатория, что неподалеку от станции Кушелевка. Во время блокады она готовила метеорологические прогнозы для различных служб Ленинградского фронта. Данные метеорологов были важны для подавления артиллерии противника, для работы авиации, для функционирования Дороги жизни.

Не только детей, но и взрослых на выставке ждут открытия. К примеру, многие видели в парке Лесотехнической академии загадочные подземные бетонные бункеры. На выставке приоткрыли завесу тайны, представив экспонаты из Военно-исторического музея артиллерии – генплан строительства в парке ЛТА секретного объекта «Нева», запасного командного пункта Ленинградского фронта, датированный 15 апреля 1943 года. И здесь же – эскизы его интерьеров, решенных в не характерном для советского времени стиле арт-деко.

Строительство, продолжавшееся с апреля по ноябрь 1943 года, шло следующим образом: в вырытый котлован на десятиметровую глубину поместили два железобетонных «цилиндра», забетонировали их основания и в этот «стакан» встроили рабочие помещения. Для маскировки наверху соорудили «декорации» – дачные домики, беседки, цветники и даже... загородную усадьбу в стиле начала XIX века... Из бункеров по всему парку шли подземные ходы, выходы из них можно увидеть и сегодня.

– Зачем было строить мощный бункер, когда острой надобности в таком сооружении уже не было? – недоумевает сегодня научный сотрудник музея артиллерии Василий Бочаров. – Блокада была уже прорвана, и было в принципе ясно, что и полное освобождение от осады не за горами... Известно, что в бункерах планировалась устроить вентиляцию, канализацию, две электростанции. Однако никакой информации об использовании всего этого хозяйства нет: данные до сих пор частично засекречены.

Доступа в бункеры сегодня нет: еще на рубеже 1950 – 1960-х годов все входы были заварены и завалены бетонными «подушками»... Напрашивается вопрос: почему бы не восстановить содержимое бункеров и не сделать их музейными объектами?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5385) от 27.01.2015.


Комментарии