Водовод для острова: на Васильевском меняют вековой трубопровод
На двух участках главных автомагистралей Васильевского острова — набережных — проезд для машин сужен до двух полос, что создает сложности для водителей: движение затруднено, скорость ограничена. Однако причина вполне уважительная — здесь прокладывают трубопровод, который будет обеспечивать водой около четверти миллиона жителей острова. Масштабный проект признан стратегическим для города. Новые трубы прослужат порядка 100 лет.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Сейчас работы ведутся на набережной Лейтенанта Шмидта — на отрезке от 10‑й до 15‑й линии, однако строители будут продвигаться и дальше. Конечной точкой названа на данный момент 21‑я линия. Под строительство отведено более половины проезжей части, для автомобилей оставлено по одной полосе в каждую сторону. Причем на углу 13‑й линии под асфальт дороги, где еще есть проезд, даже сделан подкоп. На строительной площадке горы песка, гравия и штабель новых труб.
Другой участок, где развернут фронт работ, — Университетская набережная: от Благовещенского моста до Кадетской линии. Здесь картина для автомобилистов схожая: движение ограничено, при этом проезд осложняется еще выездом на Благовещенский мост.
— Понимаем, что строительство всегда доставляет неудобства как водителям, так и жителям близлежащих кварталов. Но мы работаем аккуратно: ограждения выставлены, закон о тишине тоже соблюдаем, — заверил ответственный за производство работ на этом участке прораб Олег Николаев.
— Ведете перекладку трубопровода холодного водоснабжения? — поинтересовался у специалиста.
— Берите выше. Почти по всей длине Университетской и набережной Лейтенанта Шмидта сооружается новый крупный водовод с трубами около метра диаметром — 900 мм. На Васильевском острове всегда ощущался дефицит воды для промышленных предприятий, для ТЭЦ, для жителей. А теперь на намыве еще возведен практически новый город — с жилыми кварталами, сетью дорог, а значит, воды требуется больше. При этом существующий водовод, во‑первых, с диаметром труб 600 мм, то есть значительно меньшего объема, чем строящийся, во‑вторых, вы, наверное, не поверите — постройки 1904 года. Так что говорить о надежности тут не приходится, — рассказал прораб.
Создание системы водоснабжения в западной части Васильевского острова в городской администрации называют стратегическим проектом. Водовод протягивается от Главной водопроводной станции до ТЭЦ-7 и Морской набережной.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Прокладка новых трубопроводов повысит надежность водоснабжения для 250 тысяч жителей острова, в том числе его намывных территорий, а также обеспечит гарантированным и бесперебойным водоснабжением Василеостровскую ТЭЦ-7. Общая протяженность новых сетей составит около 10 километров, из которых более 5 км труб диаметром от 100 до 900 мм будут реконструированы, а свыше 4 км диаметром 900 мм — новое строительство», — поясняют в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Для обеспечения надежного водоснабжения — что особенно важно — используются высококачественные материалы. В прошлом веке применялись, как правило, трубы из серого чугуна, сегодня они заменяются на более современные и надежные — из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Этот материал обладает уникальными характеристиками: в сочетании с высокими механическими свойствами он обеспечивает высокую стойкость к коррозии, имеет большой коэффициент запаса прочности и устойчивость к низким температурам. На трубы, сделанные из высокопрочного чугуна, дается гарантия, что они прослужат целый век.
Как уже отмечено, для новых участков водовода современные трубы особой прочности и небесного цвета завезены и сложены в штабели на строительных площадках. Однако в рамках проекта ведется и реконструкция существующих сетей. В частности, специалисты «Водоканала» провели работы по санации участка трубопровода под Биржевым мостом.
Об этой технологической операции стоит рассказать особо. В трубопровод, который проходит под Малой Невой и нуждался в реконструкции, смонтировали и поместили за счет давления воды полимерный рукав. Затем под воздействием воды, температуру которой довели до +95 градусов, произошел процесс затвердения материала. В результате получилось высокопрочное покрытие, которое стало своего рода новой «трубой в трубе». Санацию водопроводной сети диаметром 900 мм провели и на Кронверкской набережной.
По проекту, прокладка новых водопроводных сетей предусмотрена не только на участках набережных, но также на Наличной улице — от Новосмоленской набережной до Большого проспекта В. О.; на Большом проспекте — от Наличной улицы до 22 – 23-й линий; на Детской улице — от Большого проспекта до входа на Василеостровскую ТЭЦ-7.
— По Васильевскому острову трасса водовода проходит от набережной Макарова до Новосмоленской набережной. Большая часть его уже построена. Кроме наших набережных в работе также участки на Большом проспекте при подходе к ТЭЦ и на Детской улице, — показывает на схеме незакрашенные, а значит, еще не готовые, отрезки трассы прораб Олег Николаев.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как указано на информационном щите, работы на набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской будут закончены к 15 мая будущего года. Так что автомобилистам придется мириться с неудобствами еще чуть меньше полугода. Полностью масштабный проект, все строительно-монтажные работы на 10 километрах трассы, планируется завершить до конца 2027‑го. И тогда на многие годы вперед жители Васильевского острова, в том числе его западной части, то есть намыва, будут обеспечены качественной питьевой водой.
«В Петербурге мы традиционно придаем большое значение качеству воды. У нас один из самых высоких в мире уровней очистки сточных вод — 99,8 %», — подчеркивают в городской администрации.
Читайте также:
В Колпино завершили рекордную реконструкцию теплосетей в крупном квартале
Теплосети в Шувалово-Озерках модернизировали на год раньше срока
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (8051) от 08.12.2025 под заголовком «Водовод для острова».





Комментарии