2Vtzqv4Hz9U

Водные маршруты Петербурга стала осваивать белоснежная «Чайка»

Водные маршруты Петербурга стала осваивать белоснежная «Чайка». Это не просто очередное прогулочно-экскурсионное судно, каких немало, а первый в России речной теплоход, использующий в качестве судового топлива сжиженный природный газ (СПГ). Совершив свой дебютный рейс, он вышел на регулярный маршрут Петербург — Петергоф. Новинка будет ходить по нему, стартуя от причала «Румянцевский спуск» на Университетской набережной, в будние дни.

Водные маршруты Петербурга стала осваивать белоснежная «Чайка» | Photo by Ian Keefe on Unsplash

Photo by Ian Keefe on Unsplash

Первое речное пассажирское СПГ-судно было построено в Татарстане, причем в небывало сжатые сроки. Теплоход был заложен на зеленодольском заводе имени А. М. Горького на старте 2020‑го. К августу того же года, воплотив задумки инженеров-конструкторов в металле, корабелы спустили «Чайку» на воду и вскоре получили разрешение на ее эксплуатацию.

Это судно проекта 03622 строилось по заказу одной из газпромовских «дочек» при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании в рамках программы с государственным софинансированием. Корабелы форсировали работы, чтобы сдать судно досрочно в знаменательный для региона год — он отмечал тогда 100‑летие со дня образования Татарской автономной республики.

К тому времени маломерные катера премиум-класса их владельцы один за другим переоборудовали под СПГ. Но дальше экспериментов дело не пошло, а создание «газовых» водных маршрутов сдерживало отсутствие заправочной инфраструктуры. Обычная история, схожая с развитием наземного газомоторного транспорта, а точнее — с его отставанием.

Кому‑то нужно было проложить дорогу, взвалив на свои плечи ответственность за пилотный проект. Сделало это, рассчитывая на большой опыт судостроителей и тщательную подготовку проектной документации зеленодольским проектно-конструкторским бюро, правительство Татарстана. В октябре 2021 года региональная власть объявила о передаче «Чайки» заказчику. И не где‑нибудь, а в Петербурге, где проходил тогда очередной Международный газовый форум.

В том же году экипаж судна, который возглавил известный волжский капитан Роман Лизалин, провел его испытания на внутренних водных путях. После чего техника получила все сертификаты. Речники отработали также процесс бункеровки судна сжатым метаном, который теперь широко применяется на легковом транспорте.

Головная «Чайка-СПГ» оказалась дороже схожих судов с дизельной установкой. Она оснащена газомоторным двигателем (российско-китайское детище), собранным на КамАЗе. Но проект не «просел», так как стоимость сжатого газа дешевле традиционных видов судового топлива.

Расчет был и на то, что корабелы смогут удешевить выпуск таких судов, наладив их серийное производство. По словам Андрея Кузнецова, руководителя судоходной компании, отправившей судно по Неве, использование СПГ-топлива позволяет снизить износ двигателей, уменьшить расходы на эксплуатацию и минимизировать выбросы вредных веществ в атмосферу…

Новинка представляет собой двухпалубное судно длиной 58,8 м и шириной 10,8 м, с небольшой осадкой. Его открытая палуба площадью 350 кв. м, отмечают специалисты, самая просторная среди судов речного пассажирского флота Петербурга. Судно оборудовано системами кондиционирования, отопления, аудиогидами и вмещает 176 человек. Оно оснащено также системами безопасности нескольких уровней и системой видеонаб­людения (19 камер по периметру).

Газовая «Чайка» развивает сравнительно небольшую скорость — 18 км в час, но для прогулочно-экскурсионного судна больше, пожалуй, и не нужно. Конструкция судна такова, что оно может проходить под низкими мостами, а заявленный запас его хода после заправки составляет 400 км (практика показала, что реально он больше — до 500 км).

Экипаж — всего три речника (у теп­лохода — автоматизированная система управления), плюс восемь человек обслуживающего персонала. Судоводитель управляет на мостике работой всех систем и механизмов судна, включая криогенную бортовую газотопливную систему.

Одна из важных особенностей головного заказа — высокий (более 80 %) уровень локализации. В число иностранных комплектующих вошли в основном электроника, рулевые машины и элементная база распределительного щита. То есть то, что не имело российских аналогов


#судно #теплоход #рейс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7465) от 26.07.2023 под заголовком ««Чайка» на Неве».


Комментарии