Во дворе Мраморного дворца появится «Фонтан взлетающих камней»
Петербургский скульптор Дмитрий Каминкер завершает работу над композицией «Фонтан взлетающих камней», которая будет установлена во дворе Мраморного дворца. У этого проекта интересная предыстория.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
После окончания Великой Отечественной войны из ленинградской земли стали извлекать скульптуры, которые были спрятаны от вражеских обстрелов и бомбежек. Самая известная история связана с клодтовскими конными группами Аничкова моста, которые провели блокаду зарытыми по соседству в Аничковом саду.
При этом попутно в разных местах города были найдены 16 разрозненных фрагментов скульптур из пудостского камня - кусок драпировки, кусок ноги, голова барана с красивыми изогнутыми рогами... Вероятно, эти произведения были созданы в XVIII веке, украшали фасады зданий, но по каким-то причинам попали в землю, став своеобразными археологическими объектами.
Тяжелые фрагменты, весом не менее одной тонны, хотели утилизировать, но Татьяна Борисовна Мантурова, тогда молодой сотрудник Русского музея, а впоследствии - завотделом советской скульптуры, настояла на перевозе «археологии» во двор Корпуса Бенуа. Многие годы скульптурные фрагменты соседствовали с конным памятником Александру III, который находился тут в ссылке. В 1994 году монументальная работа Паоло Трубецкого переехала во двор Мраморного дворца. С каменными фрагментами, прикрытыми клеенками, но основательно помеченными местными кошками, долго не знали, что делать. Камни эти не были поставлены не только на музейный, но даже на обычный инвентарный учет. То есть юридически оказались мусором, но и выбрасывать их рука ни у кого не поднималась. Дмитрий Каминкер знал о существовании фрагментов, у него была идея оформить этой «археологией» наклонный ход станции метро «Адмиралтейская», как погружение в городскую археологию. Не сложилось.
Несколько лет назад ученый совет ГРМ по инициативе своих сотрудников Елены Василевской и Александра Боровского принял решение отдать фрагменты Каминкеру, чтобы он придумал для них достойное применение.
Как рассказал на днях скульптор «Санкт-Петербургским ведомостям», идея «Фонтана взлетающих камней» пришла ему, когда он обратил внимание на недействующий фонтан во дворе Мраморного дворца. Круглая гранитная чаша была сооружена в 1937 году к открытию во дворце ленинградского филиала Музея Ленина. Но, видимо, фонтан сочли легкомысленным украшением, и он никогда не работал. «Фонтан без воды - яркий образ советских реалий», - считает Дмитрий Каминкер. Уважительное отношение современного художника к наследию мастеров прежних времен, восхищение их мастерством и желание оживить недействующий фонтан скульптор соединил в образе «взлетающих камней».
Идея понравилась Русскому музею. Каминкер при поддержке проекта «Свободные художники Петербурга», камнерезной мастерской Андрея Руднева и мастера по металлу Валентина Беленького из Академии им. барона Штиглица создали стальной «Фонтан», в струях которого взлетают несколько скульптур. Остальные фрагменты оформляют площадку шириной 16 метров. Высота «Фонтана» - 7,5 метра. Каминкер подчеркивает, что вписал свое произведение в существующую площадку, в центре которой находится гранитная чаша, не нарушив композицию двора.
Открытие «Фонтана взлетающий камней» намечено на середину ноября, когда в Петербурге состоится Международный культурный форум. А в Мраморном дворце откроется выставка Дмитрия Каминкера к его 70-летию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6535) от 30.09.2019 под заголовком «На стыке хай-тека и археологии».
Комментарии