Власть шаговой доступности

О том, чем живет сегодня местное самоуправление Северной столицы, обозревателю «СПб ведомостей» Людмиле Тимофеевой рассказал председатель Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, глава муниципального образования «Финляндский округ» Всеволод Беликов.

Власть шаговой доступности | Фото: Free-Photos / pixabay

Фото: Free-Photos / pixabay

- Всеволод Федорович, чем занимается совет? Это своего рода площадка для диалога между муниципалитетами и городской властью?

- Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга был учрежден 17 декабря 2005 года. Согласно нашему уставу, одними из основных целей деятельности совета являются содействие развитию местного самоуправления и взаимодействие муниципалитетов с государственными органами РФ и северной столицы. Также задача совета - выражение консолидированного мнения и защиты общих интересов муниципальных образований города. В совет входят все 111 муниципальных образований Петербурга. Кроме того, он обеспечивает представительство муниципального сообщества города в международных организациях межмуниципального сотрудничества.

- Удается ли муниципалам справляться с возложенными на них функциями?

- Не все и не всегда удается, чаще всего из-за нехватки кадров и возросшего объема документов, различных справок и отчетов. В среднем каждый муниципалитет перерабатывает в год до 10 тысяч письменных обращений и запросов. Причем независимо от численности жителей (есть муниципалитеты, где живут 180 тысяч человек, а в самом маленьком - 400 жителей) объем документов одинаков.

- Всегда так было?

- Это было всегда, но особенно чувствительно стало в последние годы. Впрочем, сейчас активно внедряется электронный документооборот. А на смену специалистам узкого профиля должны приходить специалисты-универсалы, разбирающиеся в законодательстве, жилищно-коммунальных и социальных вопросах, так как граждане приходят к нам с самыми разными проблемами. Замечу, что не больше половины обращений относится к нашей компетенции, тем не менее мы откликаемся на любой запрос или просьбу, все получают необходимую поддержку. Кстати, меньше стало обращений по вопросам благоустройства и озеленения, потому что эта работа ведется эффективно, появилось много новых детских и спортивных площадок, благоустроенных дворов. В итоге в некоторых небольших муниципалитетах такая проблема вообще снята. А вот в новостройках она стоит еще остро.

- Почему же в муниципалитетах дефицит универсальных специалистов?

- Проблема в том, что есть лимиты на содержание органов местного самоуправления. Число штатных сотрудников в некоторых муниципалитетах - всего 5 - 6 человек. А нужны еще специалисты для непосредственной работы с жителями, по вопросам инициативного бюджетирования, создания территориального общественного самоуправления, поддержки советов многоквартирных домов и развития других институтов гражданского общества.

- Можно ли рассматривать работу в муниципалитетах как трамплин для карьерного роста?

- Президент Владимир Путин назвал местное самоуправление хорошим кадровым резервом для государственных органов, так как мы каждый день решаем конкретные проблемы людей, пропускаем через себя все то, что волнует наших граждан, несем ответственность не только перед обществом в целом, но и перед каждым конкретным человеком. Поверьте, это лучшая школа для тех, кто хочет и чувствует в себе силы служить народу. Не случайно многие депутаты Государственной думы и Законодательного собрания вышли из местной власти.

- Полномочия местного самоуправления в северной столице сокращены, так как Петербург - город федерального значения. И многие вопросы решаются в районных администрациях.

- Скорее, в отраслевых комитетах Смольного. Если подходить с классическими мерками, то наш город это большой муниципалитет, как, например, Лондон. Но у нас федеративное устройство государства, и три города - Москва, Петербург, Севастополь - имеют статус городов федерального значения, делятся на внутригородские территории, являющиеся муниципальными образованиями. В Петербурге их 111, в Москве - 146, а в Севастополе - 10. Для сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных обычно за органами местного самоуправления, находится в ведении органов государственной власти субъекта Федерации. Они же определяют доходные источники муниципальных образований, а также порядок и объем дотаций и субсидий местным бюджетам. А в целом полномочий в Петербурге у местного самоуправления значительно больше, чем в Москве. Кстати, Севастополь принял петербургскую модель МСУ.

- Сейчас реже звучат предложения укрупнить муниципальные образования Петербурга, но эта идея окончательно не похоронена. Как вы к ней относитесь?

- Все можно изменить, было бы желание. Но всегда нужно исходить из целесообразности, укрупнение не должно быть самоцелью. Возможно, некоторые предпосылки объединения есть в Адмиралтейском и Василеостровском районах, где компактные муниципалитеты с устоявшейся численностью населения. С другой стороны, это историческая часть Петербурга, где следует более трепетно относиться к каждому зданию и двору. Так что это дискуссионный вопрос.

При этом в последние годы муниципалитеты в подавляющем большинстве существенно прирастают жителями. А это не только увеличивает бюджетную нагрузку, но и нагрузку на сотрудников, появляются дополнительные объемы по всем вопросам местного значения и отдельным государственным полномочиям. Поэтому я не поддерживаю идею укрупнения.

- В городе реализуется инициативное бюджетирование, позволяющее жителям включаться в расходование средств казны на решение локальных проблем территорий. Также реализуется проект «Твой бюджет» с похожими задачами. Местное самоуправление как-то этому содействует?

- На комфортную городскую среду деньги идут только из бюджета северной столицы и бюджетов муниципалитетов. В отличие от других регионов Петербургу и Москве федеральный бюджет в этом не помогает. Кстати, городской средой наши муниципалитеты занялись еще задолго до федерального проекта.

Инициативное бюджетирование позволяет зажечь искорку гражданской активности. Муниципальное сообщество готовится к тому, чтобы войти в проект в наступившем году, для этого мы разрабатываем и в ближайшее время будем вносить в Законодательное собрание проект закона Санкт-Петербурга об инициативном бюджетировании во внутригородских муниципальных образованиях. Кроме того, надеемся, что депутаты поддержат и наш уже внесенный законопроект по наделению муниципальных органов власти функцией поддержки волонтерства, развивающего общественную активность, в первую очередь молодых людей.

Есть еще одна тема, касающаяся прежде всего молодежи, - наркомания. Это серьезная городская проблема. В борьбе с наркоманией я бы выделил три задачи: профилактика, выявление и сопровождение. И все они очень непростые, опять же требующие дополнительных затрат. Службы соцзащиты в районах готовы этим заниматься, но принимающих наркотики за руку сюда никто не приводит, у этих служб нет информации о нуждающихся в подобной помощи. Мы готовы взять такие функции на себя, но для этого у нас должны быть специалисты и ресурсы.

- Наверное, и некоторые другие проблемы разумнее решать «на земле», поскольку местное самоуправление это власть шаговой доступности...

- Местное самоуправление - это еще не до конца оцененный ресурс развития государства. В европейских странах все социальные функции возложены на муниципалитеты. Допустим, мать-одиночка попадает в тяжелую жизненную ситуацию, попадает под влияние наркотиков. Один специалист будет заниматься ее ребенком, второй - имуществом и финансами, включая своевременность уплаты налогов, третий формирует «дорожную карту» реабилитации женщины. Там огромная армия социальных служащих на муниципальном уровне. Муниципалитет берет на контроль детей, пожилых, асоциальных граждан... Нам, уверен, тоже нужно перераспределить силы и задачи в сторону усиления муниципального участия в этой сфере.

Добавлю, что глава города Александр Беглов на координационном совете сказал, что готов рассмотреть возможность передачи новых функций муниципалитетам.

- Это прорывная идея даже для всей России. Но насколько вы готовы?

- Морально готовы точно. Необходимы, разумеется, «дорожная карта» и социально-экономическое обоснование. Думаю, в 2019 году мы все подготовим. Есть еще один аргумент в пользу этого - муниципальные депутаты избираются населением, и они живут на территории своих муниципальных образований.

Определенной проблемой для нас стало кадастрирование территорий: значительная часть земельных участков Петербурга сформирована под многоквартирные дома, поэтому теперь там, кроме жителей, никто не имеет права сажать деревья или укладывать асфальт. Но жители на это не идут. Причина банальная - за это надо платить собственникам помещений. В итоге нарушается принцип комплексного благоустройства кварталов. Если пересмотреть кадастрирование в пользу местной власти, ситуация изменится.

Так же и с некоторыми парками, которыми пользуются только местные жители, например, парк академика Сахарова или Любашинский парк. Это в основном приквартальные зеленые зоны, для наших жителей. А находятся они в ненормативном состоянии, там нет детских и спортивных площадок, половина тропинок утонула в болоте. Мы уже долгие годы добиваемся передачи их муниципалитету. Надеемся, нас услышат.

Один из вариантов решения проблемы - развитие территориального общественного самоуправления как помощника муниципалитетов. Мы начали разъяснительную работу о важности ТОСов среди петербуржцев, чтобы идея, как говорится, овладела массами. Также запустим пилотные проекты в ряде муниципалитетов, например, в Пушкине и Петергофе. Действующий губернатор нас в этой инициативе полностью поддержал.

- Этот год - выборный для Петербурга. Партии уже проявляют интерес к муниципальным выборам?

- Любая партия должна укрепляться на муниципальных выборах, тем более что в Петербурге будет замещаться более полутора тысяч мандатов. Насколько я знаю, уже проводятся какие-то подготовительные мероприятия. Так что конкуренция будет серьезная.

#власть #город #муниципалы #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «Власть шаговой доступности».


Комментарии