«Витязи» ускорят бег. Инновационные трамваи выйдут на маршрут №60 в Петербурге
На юго-западе Петербурга продолжается масштабная модернизация трамвайных путей. Потому «Горэлектротранс» и решил закупить большую партию вместительных «Витязей-М», готовящихся сменить своих предшественников на маршруте № 60. А серьезное обновление подвижного состава в свою очередь подтолкнуло предприятие к работе, которая обеспечит инновационному транспорту приоритет на дороге и приведет к повышению скоростного режима на этом, а затем и других трамвайных линиях юго-запада.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В самом деле, длинный шестидесятый маршрут, который тянется от «Северной верфи» до улицы Пограничника Гарькового более чем на десять километров, во многих отношениях стал показательным. Во всяком случае для этой густонаселенной и растущей части города, где наземный общественный транспорт связывает Кировский и Красносельский районы города.
Основательный капитальный ремонт трамвайных путей начался там пять лет назад. По словам Олега Вострикова, руководителя одной из служб «Горэлектротранса», отвечающего за это направление, новые рельсы и шпалы с той поры были проложены почти на всем протяжении маршрута № 60. За это время «омолодились» отдельные участки пути на Петергофском и Санкт-Петербургском шоссе, улицах Казакова, Десантников, Летчика Пилютова, проспекте Ветеранов и др. Причем такая работа велась, что называется, с дальним прицелом. Учитывая внушительные габариты новых 30-метровых «Витязей-М», знакомых петербуржцам по сотому маршруту, и солидный их вес (порядка 34 тонны), для них требовались особо надежные пути и дорожные кольца.
Большая часть трехсекционных новинок, выпускаемых в Петербурге на Невском заводе электрического транспорта, уже обосновалась в трамвайном парке номер 8, который обслуживает на юго-западе пять довольно протяженных маршрутов. Остальные прибудут туда до конца лета (вся партия - 21 вагон), и в сентябре, как ожидается, выйдут на линию.
К тому времени транспортники рассчитывают завершить большую работу, проводимую вместе с коллегами из ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», которая поможет убыстрить бег «Витязей». Эти неповоротливые с виду «гармошки» смогут курсировать с повышенной, до 18 километров в час, скоростью в режиме «зеленой волны».
Благодаря такому движению низкопольных трамваев, приспособленных для быстрой посадки-высадки пассажиров (каждый из «Витязей» может перевозить в трех вагонах одновременно до 270 - 300 человек), время их ожидания на остановках удастся снизить практически вдвое, до трех-четырех минут. Для столь напряженного трамвайного маршрута, где пассажиропоток превышает 730 тысяч человек в месяц и будет расти, это очень важно.
В настоящее же время средняя эксплуатационная скорость старых трамваев ЛВС-86К, продолжающих ходить до их полной замены на этой линии, не превышает 13 километров в час. К тому же они то и дело застревают в пробках или ждут, когда легковушки, встав впереди, совершат поворот...
«Работа по улучшению здесь дорожного движения проходила в несколько этапов, - рассказывает Евгений Власов, исполняющий обязанности главного ревизора «Горэлектротранса». - Она предусматривала оптимизацию светофорных циклов, особенно на сложных перекрестках, чтобы рельсовый общественный транспорт, как и положено, имел на дороге приоритет. Кроме того, были проложены, где это возможно, кабельные линии, позволяющие обеспечить на светофорах дополнительные секции для водителей, совершающих левый поворот, и появились знаки движения по полосам. А там, где трамвай выезжает с выделенной полосы, вливаясь в общий поток, устанавливаются бело-лунные светофоры».
Таким образом трамвай сможет идти без вынужденных остановок, не пересекаясь с легковыми машинами и не мешая пешеходам, почти на всем пути. Помогут это сделать и «умные» датчики, которыми снабдят светофоры: как только трамвай, оснащенный навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, приблизится к перекрестку, сработает автоматика и через 15 - 20 секунд для него загорится зеленый сигнал. В Петербурге подобные светофоры вызывного типа, как их называют специалисты, установлены сегодня лишь на двух трамвайных маршрутах, пролегающих по проспекту Обуховской Обороны.
Мало того, в нескольких местах на перекрестках и трамвайном пути будут смонтированы видеокамеры, фиксирующие нарушения Правил дорожного движения для оформления соответствующих протоколов. Как только это «недремлющее око» начнет действовать и по адресам лихачей полетят «письма счастья», водительская дисциплина, уверен Евгений Власов, бесспорно, улучшится.
Когда эти меры вместе взятые покажут свою состоятельность, их можно будет применять на других трамвайных маршрутах северо-запада (да и не только там), обновляя транспортный парк. При условии, конечно, что капитальный ремонт трамвайных путей на участках, где он не выполнялся без малого двадцать лет, будет продолжен. В нынешнем году такая работа ведется на проспекте Маршала Жукова. Планируется, что в будущем году она начнется на Кронштадтской улице. А на очереди - Корабельная улица, проспект Стачек и ряд других городских магистралей.
КСТАТИ
Невский завод электрического транспорта (входит в ПК «Транспортные системы») скоро покинут последние восемь инновационных «Витязей-М», которые он выпускает для Петербурга (вся эта внушительная партия состоит из 21 трехсекционного трамвая).
Такие контракты называют короткими не случайно: договор на поставку новых почти 30-метровых «гармошек» был заключен в мае, к резке металла для выпуска кузовов тверская площадка этого холдинга приступила в июне, а сама сборка подвижного состава в корпусах на улице Седова, 45, заняла меньше двух месяцев. Сроки, прямо скажем, рекордные.
О том, как этого удалось добиться, заводчане рассказали вчера на предприятии во время пресс-тура. Рывок был сделан благодаря оптимальной схеме двухсменной работы, при которой на выпуск и испытание каждого крупного «Витязя» уходит всего 12 суток, и бесперебойной поставке комплектующих (85% деталей, включая электронику, здесь российского производства). При этом на заводе не прекращали выпуск подобной техники на тех же площадях для Москвы, Улан-Удэ и латвийского Даугавпилса.
Между тем нынче осенью ПК «Транспортные системы» представит опытный образец первого в России, да и во всей Европе, городского рельсового транспорта с алюминиевым каркасом, а с января будущего года начнет выпуск трамваев с элементами искусственного интеллекта («СПб ведомости» в ближайших номерах газеты расскажут об этих проектах).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6507) от 21.08.2019 под заголовком ««Витязи» ускорят бег».
Комментарии