Витрина у карьера. Где в Петербурге был полигон архитектурных экспериментов

Если сегодня сказать «живу в Щемиловке», то, скорее всего, последует вопрос: «А где это?». А вот если, уточняя свой адрес, упомянуть станцию метро «Ломоносовская», никаких вопросов не возникнет. Кстати, в проектных документах 1960‑х годов эта станция так и именовалась — «Щемиловской». Если бы она получила такое имя — глядишь, и исторический топоним оказался бы на слуху. Что касается границ района, то их можно очертить достаточно точно: с севера — Фарфоровская и Варфоломеевская улицы, с запада — железная дорога, с востока — Нева, на юге — бульвар Красных Зорь. Наш собеседник — житель Щемиловки, краевед Владимир ФЕДОРОВ — отмечает, что район любопытен прежде всего тем, что в ХХ веке служил полигоном архитектурных экспериментов.

Витрина у карьера. Где в Петербурге был полигон архитектурных экспериментов | Восемь зданий на Ивановской улице, возведенных в едином стиле конструктивизма, в 2016 году были внесены в реестр объектов культурного наследия регионального значения. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Восемь зданий на Ивановской улице, возведенных в едином стиле конструктивизма, в 2016 году были внесены в реестр объектов культурного наследия регионального значения. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Владимир, что вы имеете в виду?

— Во-первых — Щемиловский жилмассив, построенный для рабочих в конце 1920‑х — начале 1930‑х годов. Во-вторых, ансамбль жилых зданий в стиле конструктивизма на Ивановской улице, возведение которых начали до войны, а закончили после. И, наконец, первые в нашем городе кварталы панельных домов, сооруженные во второй половине 1950‑х годов у Ивановского карьера.

Федоров_С.jpg

Новации — это замечательно, но жить‑то в них каково?

— Если поддерживать здания в нормальном состоянии, то особенных сложностей не возникает. Да, конечно, в Щемиловском жилмассиве квартиры достаточно маленькие, не отвечают современным требованиям. А вот дома на Ивановской улице и сегодня весьма удобны для жилья. Жители «сталинок», расположенных рядом со станцией метро, тоже вряд ли могут пожаловаться на свои ­просторные квартиры и большие зеленые дворы.

Мне же особенно близки панельные дома. Посмотреть на их строительство в мае 1957 года приезжал даже Никита Хрущев, сохранились архивные фотографии. Правда, лидер государства оказался недоволен и раскритиковал возводимое жилье.

Интересно, за что?

— Естественно, за «архитектурные излишества». Велел снизить себестоимость строительства.

Действительно, проектирование домов в этих кварталах велось еще по нормативам сталинского времени. Трехметровые потолки, большие комнаты, кухни и коридоры, просторные санузлы. Увы, это послужило причиной того, что многие квартиры здесь с самого начала превратились в коммуналки…

Качество строительства было очень высокое. По данным современных обследований, конструкции в хорошем состоянии. Недавно был проведен капремонт фасада одного из панельных домов в квартале близ бульвара Красных Зорь: он просто заиграл, можно любоваться!

Несмотря на то что дома типовые, каждый из них имеет свои особенные детали: оформление входных порталов, ограждения балконов и их расположение на фасадах, отделка декоративной плиткой… То есть наглядно видно, что постоянно происходил поиск оптимальных решений.

Похоже на какую‑то «витрину социализма»…

— Удивлю вас еще больше, однако факт совершенно достоверный: квартиры были сданы в эксплуатацию с встроенной финской кухонной мебелью. Могу заверить: это действительно так, поскольку сам живу в такой квартире. Громадная мойка из нержавейки, тумбы и шкаф-пенал… Все настолько качественное, что безотказно служит уже больше шестидесяти лет.

Старая мостовая_С.jpg
Следы булыжного мощения XIX века на «дикой» пристани у Невы / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Правильно я понимаю, что по формальным признакам эти экспериментальные кварталы вполне могут попасть под реновацию…

— Именно так, и большинство местных жителей — категорически против. Вообще люди здесь делятся на две категории. Первая — те, кто тут вырос, здесь жили их родители, бабушки и дедушки. Вторая — те, кто целенаправленно купил здесь жилье, многие даже расселяли коммуналки.

Плюсы этих кварталов очевидны: много зелени, достаточно неплотная застройка, здесь всегда можно найти место для парковки автомобиля. А после того как были благоустроены берега Ивановского карьера, возле которого расположены эти дома, здесь вообще стало очень уютно. Вы бы видели, как много людей выходят вечером на прогулку по променаду вокруг карьера! Даже тесно порой бывает на дорожке…

И даже постоянный шум от железной дороги не мешает?

— Знаете, те, кто здесь живет, к нему привыкли и практически его не замечают. Другое дело, что болевые точки в Щемиловке, конечно же, есть.

В свое время через район проходила единственная транзитная трасса — Ивановская улица. Она изначально планировалась как часть центральной дуговой магистрали, выходившей на Московский проспект. А теперь транзитными стали проходящие через Щемиловку улицы Седова, Бабушкина и проспект Обуховской Обороны. Ими пользуются жители Рыбацкого и новых кварталов вверх по течению Невы, возникших там в последние несколько лет. Магистрали перегружены, постоянные пробки… Так называемая маятниковая миграция: утром — в сторону цент­ра города, вечером — на выезд из него.

Надгробье_С.jpg
Единственный памятник, уцелевший от Фарфоровского кладбища./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В результате в эти часы автомобилисты Щемиловки оказываются буквально запертыми в своем районе, да и внутри него перемещаться становится сложно. То же относится к транспорту различного рода специальных и чрезвычайных служб, которым в часы пик бывает трудно быстро добраться до места назначения.

Эта проблема решаемая? Или ее надо принять как данность и смириться?

— Решаемая, но в формате не Щемиловки, а всего города. Ее невозможно решить, условно говоря, с помощью пробивки какой‑то еще одной магистрали. Ведь любая дорога приводит к формированию нового трафика, а не к разгрузке существующего. Большое заблуждение: мол, ­появится еще одна полоса — и «все поедет». Пути решения — ограничение использования личного транспорта в центре города.

Существует проект расширения проспекта Обуховской Обороны, но если это произойдет, будет утрачен очень важный уголок Щемиловки возле Невы. Это старая пристань, с низким берегом, спуском к воде, там даже остались старые деревянные сваи… Когда‑то там швартовались баржи с лесом и другими грузами. Мес­то дикое, но очень живописное и романтичное. Летом сюда приходят отдохнуть, посидеть у воды, устраивают пикники… Идеально было бы устроить здесь променад, которого так не хватает.

Пока же украшением этой дикой пристани, причем весьма сомнительным, служит застекленная плавучая баржа-ресторан, похожая на огромного кита. Она стоит здесь уже лет пять и все это время пустует. В народе ее зовут «Чудо-юдо, рыба-кит» — по известному литературному произведению. Сейчас, судя по сообщениям в Интернете, баржа-ресторан выставлена на продажу. Посмотрим, что будет…

#районы #Ломоносовская

Комментарии