Витебский ближе к небу

В предыстории будущего петербургского аэроэкспресса новый поворот: как сообщил на днях журналистам глава комитета по транспорту, строить скоростную рельсовую ветку все же будут, но только после окончания чемпионата мира по футболу 2018 года. И не от Балтийского вокзала, как было объявлено ранее, а от Витебского.

Витебский ближе к небу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Проект аэроэкспресса для города не закрыт, однако сооружение его начнется не раньше, чем закончится ЧМ-2018, - сообщил Александр Головин на недавней отчетной коллегии комитета по транспорту. - Сейчас составляется «дорожная карта» с детализацией этапов его реализации - в какие сроки будут внесены изменения в генплан, в Правила землепользования и застройки, утверждены проект планировки, сроки, когда начнется проектирование и должно быть заключено концессионное соглашение. Официально проект получит добро после утверждения проекта планировки объекта и внесения изменений в генплан. Но трассировка маршрута от «Пулково» до Витебского вокзала в целом уже проработана.

Аргументация в пользу Витебского - удобство для пассажиров. Ближе к центру. Рядом две станции метро, трамваи, троллейбусы и автобусы. Да и загруженность самого вокзала чуть не втрое ниже, чем у Балтийского... Что же касается сроков, то раньше окончания ЧМ-2018 стройку не начнут, чтобы не портить ею виды по пути из аэропорта в город перед гостями. Стоимость проекта сегодня оценивается примерно в 15 млрд рублей. По словам Головина, его реализация рассчитана на четыре года.

На вопрос корреспондента «СПб ведомостей», какова в связи с этим судьба возможной ветки метро до аэропорта, глава транспортного ведомства ответил:

- Для 20 - 25 миллионов авиапассажиров в год будет достаточно аэроэкспресса, поэтому в первую очередь будет построен он. Метро нам понадобится при выходе аэропорта на мощности, близкие к максимальным - 35 - 40 млн пассажиров в год. К тому времени аэроэкспресс уже успеет окупить себя.

Очевидно, что какими бы взвешенными и проработанными ни были дорожные карты и планы, успех предприятия под названием «Аэроэкспресс» зависит именно от пассажиропотока. А с ним в нынешних кризисных условиях не все ясно. По плану развития «Пулково», к 2020 году он должен вырасти до 24,4 млн человек в год. В 2015-м пассажиропоток составил всего 13,5 млн человек - и это на 5,3% меньше, чем в предыдущем году (почти 14,3 млн). Снижение продолжается: с января по сентябрь воздушная гавань северной столицы обслужила на 653 тыс. пассажиров меньше, чем за аналогичный период 2015-го. В 2016-м из «Пулково» было открыто 13 новых регулярных направлений, зато закрыто два десятка старых. За 9 месяцев текущего года сокращение пассажиропотока составило 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Количество граждан, перевезенных по внутренним линиям в январе - сентябре, выросло на 2%, по международным - упало на 17%. Прогнозируемое снижение объемов перевозок по итогам года - 5%, то есть пассажиропоток не более 13 млн человек. Удастся ли «Пулково» и Смольному переломить ситуацию субсидиями и бонусами для перевозчиков, покажет время.

Сейчас сообщение центра города с аэропортом «Пулково» осуществляется по принципу «дешево и сердито»: с пересадками, через метро и автобусы № 39 или 39Э. Это не слишком удобно - толкаться по переходам на загруженную синюю ветку с чемоданами, но в целом достаточно быстро и надежно. Можно утверждать: пока метро и автобусы (плюс такси) в целом справляются с людскими потоками, как и Пулковское шоссе - с потоками машин. Наверное, это и дало основания губернатору Георгию Полтавченко в июне 2016 года назвать траты на создание электрички до аэропорта «нерачительными». Теперь же правительство Петербурга поручило комитету по градостроительству и архитектуре подготовить к 30 мая 2017 года поправки в генплан с изменением трассировки скоростной электрички. Вероятно, поверили, что пассажиропотоки пойдут в рост и через 4 - 5 лет станут достаточными, чтобы заполнить экспрессы.

Между тем специалисты предупреждают: станут, но только при условии адекватности тарифов.

Совершенно очевидно, что аэроэкспресс в формате коммерчески оправданного проекта на основе концессии покончит с «дешево и сердито». К слову, даже дорогие столичные аэроэкспрессы при гораздо больших расстояниях до аэропортов, пассажиропотоках и пробках (что вынуждает пользоваться этим видом транспорта как самым надежным и удобным) сегодня убыточны. У нашего же потребителя вряд ли «пройдет» тариф выше 200 - 250 рублей за поездку даже при минимальной периодичности движения две пары поездов за час.

Впрочем, нежелающих пользоваться дорогим аэроэкспрессом вместо автобуса всегда можно заставить это сделать, просто лишив дешевой альтернативы...

Между тем стандартный билет в аэрокспресс до «Шереметьево» (31,3 млн пассажиров в год), «Домодедово» (30,5 млн) и «Внуково» (15,8 млн) стоит 420 рублей, периодичность - от 20 до 30 минут.

В екатеринбургский аэропорт «Кольцово» (4,2 млн пассажиров в год) экспресс ходит всего два раза в день. Несмотря на то что билет стоит 50 рублей, поезда ходят полупустыми.

Похожая картина в Сочи (4,1 млн пассажиров в год, 5 раз в день и 150 рублей), Владивостоке (1,7 млн чел, 5 раз, 220 руб.), чуть лучше в Казани (1,7 млн пассажиров, 8 пар в день, 40 рублей).

В Самаре движение аэроэкспрессов приостановлено из-за убыточности.

В новосибирском «Толмачево» от идеи строительства пока отказались, организовав пересадочный узел в городе Обь, поблизости от аэропорта.

А вот в Минске, говорят, востребованы и аэроэкспрессы, которые ходят сдвоенными вагонами, и автобусы. Билеты стоят почти одинаково, причем экспресс чуть дешевле (120 российских рублей).



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5824) от 07.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...