Вид на петербургский храм

В Доме архитектора состоялась конференция по церковной архитектуре, ее основные сюжеты были связаны с Петербургом. Организаторам удалось сочетать доклады об общих проблемах с информацией о конкретных ситуациях, возникающих при проектировании храмов.

Вид на петербургский храм | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Тон задал Иван Саблин из Зубовского института, предпославший своему сообщению заголовок «Возможен ли Ренессанс церковного искусства в современной России». Автор признался, что у него нет ответа на этот вопрос. Для него очевидно стремление заказчиков храмов и архитекторов «отмотать историю» к 1917 году, ко времени неоклассики с поправкой на современное невысокое качество строительства. Поэтому, мол, и не появляется выдающихся зданий, тем более – градостроительных доминант. Храм Петра и Павла в Сестрорецке – едва ли не единственное исключение.

Что касается интерьеров, то сейчас все хотят вернуться к Рублеву. Отвергаются Врубель, Васнецов, Боровиковский, даже Симон Ушаков. Но если нет художников хотя бы уровня Гурия Никитина, может быть, лучше оставить стены белыми и подождать несколько поколений?..

Саблин напомнил о знаменитой церкви в селе Дьякове, построенной, по некоторым источникам, под контролем Ивана Грозного. В ней не только белые стены, в куполе была изображена спираль – первое в мире абстрактное произведение, от него можно начинать русский авангард.

По мнению историка современной церковной архитектуры Петербурга Алексея Белоножкина, удачных примеров построенных храмов действительно немного. Среди них – церковь иконы Божией Матери «Державная» на проспекте Культуры. Это градостроительная доминанта, башнеобразный объем которой крепко держит обширное окружающее пространство.

В часовне Иоанна Сочавского на Сенной площади, на месте снесенного Спаса-на-Сенной невозможно обнаружить ни одной ассоциации с утраченным храмом.

Случайным по отношению к неоклассическому ансамблю Московского парка Победы представляется храм-часовня Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Кстати, вопрос о сроках воссоздания Спаса-на-Сенной был задан участниками конференции автору проекта Рафаэлю Даянову. Ответ был таким: «После чемпионата мира по футболу 2018 года начнется вынос инженерных сетей...».

Эксперт Павел Никонов говорил о том, что при строительстве жилья на территории «Измайловской перспективы» совершенно не учитываются «коридоры видимости» на Измайловский собор, церковь Воскресения Христова на Обводном канале и на Воскресенский собор Новодевичьего монастыря.

К сожалению, проекты планировки на многие территории уже выполнены. Например, вид на Воскресенский собор будет закрыт длинным кварталом. Но там, где это еще возможно, Никонов призвал изменить проекты планировки, чтобы спасти виды на храмы, защитив «прострелы» от застройки и высокоствольных деревьев.

Большой интерес на конференции вызвало сообщение отца Сергия Кубышкина. Он рассказал о работе фонда «Рейс 9268», созданного родственниками пассажиров, погибших над Синаем. Они намерены создать комплекс из храма и памятника. Недавно завершился предварительный конкурс эскизных проектов памятника. Родственники назвали лучшими предложения в виде 25 летящих птиц по числу погибших детей, в виде арки с 224 отверстиями (по общему числу жертв), через которые будет проникать солнечный свет. Также отмечены эскиз с большим пустым экраном радара из высокопрочного стекла и две стилизованные бетонные ладони, символизирующие силу памяти.

Сейчас фонд ведет переговоры с городскими властями о месте для мемориала. Предварительно ему предложен участок с видом на залив, рядом с перекрестком проспекта Героев и Ленинского проспекта. Он выставлялся на аукцион под строительство торгового комплекса, но не нашел покупателя.

Проблема в том, что для передачи территории для строительства храма необходимо менять назначение участка в Генеральном плане Петербурга и изменять проект планировки. Это возможно не ранее 2018 года. Для памятника таких изменений не требуется, но родственники жертв катастрофы намерены добиваться разрешения на строительство комплекса из храма и мемориала. Их не устраивает и идея создания общего памятника всем жертвам катастроф. Фонд «Рейс 9268» рассчитывает 31 октября 2016 года, в день первой годовщины катастрофы, установить закладной камень на месте, которое к тому времени должно быть согласовано.

Еще одна проблема – официальный конкурс на проект памятника, который будет проводить КГА. Опыт с памятником Виктору Цою показал, что мнение жюри и мнение инициаторов создания мемориала, в данном случае – родственников погибших в авиакатастрофе, относительно проектов могут отличаться кардинально. Поэтому предпочтительнее изначально искать консенсус.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5712) от 31.05.2016.


Комментарии