Виадук из далекого прошлого: цимбалинский путепровод готовят к реконструкции

Один из старейших виадуков города — Цимбалинский путепровод, похоже, свой век отслужил. Если точнее, то прослужил он дольше века. Мост над путями Московского направления, к северу от платформы «Фарфоровская», построили еще в 1910 году. За столь большой срок виадук сильно износился, планы по его реконструкции обсуждаются уже не одно десятилетие. Теперь срок пришел: деньги выделены, генподрядчик на реконструкцию путепровода определен, Госэкспертизой проект утвержден.

Виадук из далекого прошлого: цимбалинский путепровод готовят к реконструкции | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Виадук из далекого прошлого интересен не только своими техническими решениями, но и расположением. Это он сейчас соединяет два крупнейших района города — Невский и Фрунзенский, а в начале 1900‑х годов Петербург застраивался вдоль Невы и железной дороги, ведущей в Москву. Улица Белы Куна во Фрунзенском районе появилась лишь в 60‑е годы ХХ века. Мост через железнодорожные пути перекидывали со стороны Невы из Муравьевского переулка, позднее его переименовали в улицу Цимбалина, в честь главного врача располагавшейся здесь земской больницы.

— Сооружение такого путепровода делает честь его создателям и городским властям. Россия в те времена была одной из самых передовых стран по строительству железных дорог, но необходимо было также создавать транспортные развязки с железнодорожными путями, и они возводились. Уже тогда власти видели перспективу развития Петербурга именно в южном направлении и создавали необходимую транспортную инфраструктуру. Сегодня Невский и Фрунзенский районы должны быть не только связаны улицами и дорогами, но и включены в единую транспортную систему. Цимбалинский путепровод — один из важных элементов, которые эту задачу решают. Вопрос о реконструкции моста нужно было решать давно, чтобы увеличить пропускную способность для транспорта между двумя районами, — считает известный ученый в сфере транспортных систем профессор Олег Белый.

Техническое состояние моста уже давно вызывало у специалистов опасения. Сначала по путепроводу закрыли движение общественного транспорта, затем грузового. В 2018 году, после очередного обследования и частичного ремонта, проезд автомобилей оставили только в одном направлении — со стороны улицы Цимбалина. В 2019‑м Смольный и РЖД заключили соглашение о реконструкции путепровода. Отметим, что мост с советских времен находился в ведении РЖД, лишь недавно его передали городу. Специалисты отмечают, что путепровод не отвечает современным требованиям по грузоподъемности, имеет ограниченную пропускную способность. Как таковому ремонту, с сохранением движения по нему автотранспорта, виадук не подлежит, он нуждается в реконструкции с полной заменой пролетных строений и опор.

Цымбалинский2_Г.jpg

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


— С 1980‑х годов, когда я только приступил к работе в качестве заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре, уже тогда шли разговоры о том, что с Цимбалинским путепроводом надо что‑то делать. За прошедшие десятилетия вопрос поднимался раз десять уж точно. Но каждый раз решение его откладывали, в основном в связи со сложностями финансирования работ. Кроме того, говорилось о сохранении моста как памятника, хотя он таковым не признан. Арки, клепаные соединения — эти элементы, конечно, интересные. Но я сам не раз бывал на путепроводе, весь металл про­ржавел, технически мост изношен, транспортных нагрузок он уже не выдерживает, — рассказал эксперт редакции профессор Виталий Зенцов.

Градозащитниками выдвигаются два варианта сохранения если не самого виадука, то хотя бы памяти о нем. Первый — подремонтировать и оставить существующий мост как пешеходный, а рядом построить другой путепровод для движения транспорта — современный. Другой вариант — передать какой‑то из пролетов моста в Железнодорожный музей, что у Балтийского вокзала.

Утвержденный Госэкспертизой проект реконструкции путепровода сохранения моста на его нынешнем месте не предполагает. Как отмечают в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), специалистам предстоит демонтировать старый путепровод и соорудить новый, длиной 450 метров. После демонтажа, конечно, какие‑то части моста могут быть перемещены в музей, если он будет готов их принять. Хотя в свое время признать виадук памятником специалисты КГИОП отказались не просто так, а в связи с тем, что в течение века виадук не раз ремонтировался и почти все из его первоначального состава переделано или утрачено.

В частности, в 1968 – 1970 годах был проведен капитальный ремонт моста. Впрочем, вопрос о том, что сохранилось и что может стать музейной ценностью, оставим на усмотрение специалистов по архитектуре и техническим артефактам.

По утвержденному проекту, как пояснили в КРТИ, после реконструкции путепровод расширится с 2 до 4 полос и увеличит свою пропускную способность, обеспечивая беспрепятственное и комфортное передвижение между Невским и Фрунзенским районами. Планируется, что по новому путепроводу вновь запустят движение общественного транспорта, в чем жители обоих районов очень заинтересованы. На новом мосту будут проложены тротуары и велодорожки, от окружающей застройки путепровод отделят шумозащитными экранами, чтобы доставлять меньше беспокойства жителям.

— Увеличение транспортного потока потребует также реконструкции подходящих к путепроводу дорог. Улица Белы Куна со стороны Фрунзенского района достаточно широкая, а вот Цимбалина — тихая, узкая. Ее проезжую часть необходимо будет расширять также до четырех полос, во всяком случае — на участке до улицы Седова. Уверен, что проектом предусмотрено развитие улично-дорожной сети вблизи нового путепровода, — подчеркнул Виталий Зенцов.

Реконструкция Цимбалинского путепровода предусмотрена и новым Генеральным планом города, причем среди мероприятий первой очереди. Как сообщают в КРТИ, плановый срок завершения строительно-монтажных работ на виадуке — 2027 год.


#мост #реконструкция #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7605) от 16.02.2024 под заголовком «Виадук из далекого прошлого».


Комментарии