Въезд закрыт. Кронштадт готовится к военно-морскому параду
Кронштадт готовится к военно-морскому параду. Жители города-порта и петербуржцы спешно оформляют документы на свои машины: в День ВМФ добраться на Котлин можно будет только по специальному пропуску (получить его необходимо заранее в МФЦ). А вот общественный транспорт будет ходить в обычном режиме, никаких ограничений для пассажиров автобусов не будет.
ФОТО Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС
Уже сейчас понятно, что всех желающих понаблюдать за парадом принять в Кронштадте будет непросто. Постоянно здесь проживают, по официальным данным, 44 тысячи человек, а военно-морской праздник в 2019 году, например, посетили около 50 тысяч. Нынче гостей может оказаться еще больше.
— Мы считали машины наших жителей шесть лет назад, когда в первый раз проводили главный морской парад — тогда надо было закрывать Кронштадт и выдавать пропуска местным жителям и на спецтранспорт, — говорит глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк. — По подсчетам ГИБДД, у нас было 15 тысяч зарегистрированных на острове автомобилей местных жителей. Пропуска получили порядка 3 – 4 тысяч автовладельцев.
Если к местным 15 тысячам машин добавить личные автомобили гостей и направить весь этот транспортный поток к центру грядущего события, коллапс неизбежен.
— Историческая часть Кронштадта — примерно 1800 на 1300 метров, — поясняет Довганюк. — На этой маленькой территории находятся почти 600 объектов культурного наследия, из них 238 включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. План Кронштадта начертил Петр I, и с тех пор все это существует в первозданном виде: гавани, улицы центра, площади… Постройки в основном — XVIII – XIX веков, ширина улиц и площадей осталась той же.
Туристы в Кронштадт едут все активнее и активнее. Этому способствуют и военно-морской парад, который ежегодно в прямом эфире транслируется на всю страну по телевидению, и развитие кластера «Остров фортов», и совершенствование туристической инфраструктуры. Сегодня в Кронштадте уже шесть гостиниц (еще в прошлом году не было ни одной), 52 точки общественного питания, есть и магазины сувенирной продукции. Но готов ли город к дальнейшему росту туристического потока, а он, по идее, неизбежен. В 2016 году Кронштадт принял 600 тысяч гостей, в допандемийном 2019‑м — 1,7 миллиона. Ожидается, что к 2026 году количество туристов удвоится и составит 3,5 млн человек. Но прилегающие к Морскому собору и Якорной площади улицы и дворы уже плотно заставлены автомобилями и автобусами в дневное время. За памятником «Триумф Российского флота» жилые дома и Музей истории Кронштадта — там все дворы тоже заставлены автотранспортом туристов.
Районная администрация ищет пути решения проблемы, в том числе изучая опыт других регионов.
— В Печоры к монастырю подъехать нельзя, туда надо идти пешком. А в город Плес Ивановской области вообще запрещен въезд однодневных туристов на личном транспорте — туда пустят, только если у тебя есть бронь на ночевку в гостинице. В татарский Свияжск также запрещен въезд. И по такому небольшому и красивому центру, как в Кронштадте, можно походить пешком, а не ездить от памятника к памятнику на автобусе, — уверен Олег Довганюк. — Я только сегодня насчитал более 60 автобусов на Якорной площади, теперь прибавьте к этому личные автомобили…
Впрочем, пока Кронштадт решено не закрывать для личного транспорта, а лишь ограничить его парковку на улицах центра, предоставив возможность цивилизованно оставить авто на стоянке. Улицы «разгрузят» известно как: наставив знаков, запрещающих остановку у обочин.
— Въезд в город мы не закрываем, но есть решения на уровне губернатора и правительства о расширении улично-дорожной сети и строительстве парковок, — поясняет Довганюк. — Проходит экспертизу проект многоуровневой развязки с удобными въездами в западную часть острова с крытым переходом через КАД. С 2023 года начнется реконструкция, строительство или ремонт улично-дорожной сети и внутри Кронштадта: до четырех полос расширится Кронштадтское шоссе, изменятся улицы Литке, Адмирала Грейга, Цитадельская дорога…
— Проблему запаркованности улиц рядом с историческими объектами и объектами культурного наследия нужно как‑то решать, — соглашается с главой района директор Городского центра управления парковками (ГЦУП) Михаил Курдяев.
— В Кронштадте сейчас функционирует стоянка на Цитадельском шоссе на 113 машино-мест, из них 10 % — места для инвалидов. В ближайшее время мы приступаем к проектированию новой стоянки, которая будет расположена непосредственно на входе в парк «Остров фортов». Первая ее очередь будет запущена к Дню ВМФ, вторая — до конца года, прогнозируемая вместимость — до 600 мест. Она будет оборудована зарядной станцией для электромобилей, а также местами для кемперов, путешествующих в автодомах. Кроме того, мы планируем еще два участка на 150 машино-мест рядом со строящимся КВЦ использовать под стоянки.
Заметим, однако, что имеющаяся парковка на Цитадельском шоссе существенно удалена от основных памятников. Попытки решить проблему уже предпринимались: в прошлом году ГЦУП договаривался в дни наплыва туристов с велопрокатными и кикшеринговыми компаниями о том, чтобы гости Кронштадта могли, оставив автомобиль на этой стоянке, взять самокат или велосипед и объехать все достопримечательности. Но такие разовые договоренности вряд ли могут стать постоянным решением.
На вопрос корреспондента «СПб ведомостей», не планируют ли власти города распространить зону платной парковки на Кронштадт по примеру центра Петербурга, руководитель ГЦУП ответил отрицательно:
— Расширение зоны платной парковки на Кронштадт не планируется.
Но тут же добавил:
— В случае появления такой необходимости, если администрация Кронштадта и правительство Петербурга примут такое решение, мы, безусловно, готовы это сделать.
По мнению главы района, такое развитие событий тоже не исключено:
— Думаю, эта мера — зона платной парковки — тоже будет востребована у нас, — заметил Довганюк. — Будем учитывать опыт центра Петербурга, где местные жители оставляют своим машины практически бесплатно, а гости платят в бюджет Питера. Те, кто захотят подъехать к собору на личном транспорте, по моему мнению, должны платить.
При этом островное положение Кронштадта ограничивает возможное воздействие на злостных нарушителей, по сути, только «письмами счастья»:
— Для штрафстоянок у нас места нет, — признается Довганюк. — Если мы будем эвакуировать этот транспорт из Кронштадта, придется отправлять его на ближайшую штрафстоянку в Приморском районе. Возить в такую даль — серьезная проблема. Но мы над этим работаем. И ГИБДД планирует принимать более жесткие меры к нарушителям.
Какие именно — глава не уточнил.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7219) от 27.07.2022 под заголовком «Кронштадт. Мест нет».
Комментарии