В Петербурге прошла экскурсия на раритетном троллейбусе

Первую троллейбусную экскурсию провела просветительская программа «Открытый город». Восстановленный раритетный троллейбус марки МТБ82Д проехал от Казанского собора до кольца «Тихорецкий проспект» и обратно.

В Петербурге прошла экскурсия на раритетном троллейбусе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Если маршруты трамвайных экскурсий известны в разных вариантах с акцентом на Садовую улицу и Лиговский проспект, то троллейбусное путешествие было во многом экспериментом.

«Открытый город» отказался от варианта, который напрашивался: «Площадь Труда» - «Площадь Александра Невского». По этой трассе был проложен первый ленинградский троллейбусный маршрут. Движение открылось в 1936 году. Была придумана двухчастная экскурсия «Политехнический троллейбус».

Пока одна группа вместе с краеведом Алексеем Ерофеевым ехала из центра в Лесное, другая вместе с Владимиром Кузнецовым знакомилась с музеем Политеха. Потом группы менялись местами.

Мы попали в первую. Ерофеев рассказал, что аббревиатура МТБ82Д - это «Московский троллейбус 82-го завода». Так назывался в 1940-е годы авиационный завод в Тушине. Наша машина модификации «Д» с инвентарным номером 226 была построена в 1947 году и стала одной из первых на ленинградских улицах.

Участники поездки, расположившись на мягких диванах, абсолютно невозможных в наши «вандальные» времена, обратили внимание на табличку у кабины: «Мест сидеть - 40, стоять - 25». Соотношение сегодня невозможное. Тут же водителю пришлось проверить качество тормозов. У площади Островского лихач на черном джипе совершил правый поворот из третьего ряда... По дороге пассажиры постарше вспоминали, кто где ездил на МТБ82, которые работали в Ленинграде до 1975 года. № 15, как и сейчас, ходил мимо сада «Олимпия» и Витебского вокзала по Литейному проспекту. № 6 бегал от площади Труда до площади Льва Толстого. Тогда на первой из них было два разворотных кольца.

Во время единственной остановки на кольце «Тульская улица» к разговору присоединился Алексей Гонтарев, главный реставратор Музея городского электрического транспорта. По его словам, 226-й был списан в 1967 году и служил сараем в Соснове. В 2004-м троллейбус выкупили, отреставрировали, на свой первый ретропарад машина вышла в ноябре 2008 года.

Дальше наш маршрут проходил по Лесному проспекту, где сейчас нет регулярного движения. Был повод вспомнить, что там жил академик Сергей Лебедев, создатель синтетического каучука. Он получил в подарок от советской власти автомобиль с покрышками из своего материала.

Историко-технический музей Политеха - ровесник вуза - обитает в одной из квартир 2-го профессорского корпуса в глубине университетского парка. Это три комнаты, где самое интересное для не технаря - образцы кирпичей, из которых (всего 12 млн штук) сложено главное здание вуза, а также кабинет Владимира Скобельцина с нефритовым письменным прибором и большой амбарной «Книгой для записей счетов по физической лаборатории», куда в начале ХХ века ее руководитель Скобельцин заносил все расходы.

В будущем году к 120-летию Политеха музей должен переехать в главное здание, где обещают совместить старые раритеты и современные технологии. Жаль только, что музею не удалось уговорить гидромашиностроителей отдать ему знаменитую 46-метровую башню - символ не только Политеха, но и всей Гражданки.

Впрочем, показать башню внутри - хорошая задача для «Открытого города».

#экскурсия #троллейбус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6247) от 01.08.2018 под заголовком «Ветеран открывает город».


Комментарии