Весенний марафон. Завтра в Петербурге начнется XIX фестиваль «Детские дни»

Главная идея этого девятидневного события, включающего экскурсии, квесты, мастер-классы, — предложить родителям «познакомиться» со своими детьми, узнать их интересы и предпочтения. Символично, что фестиваль стал частью Года семьи, объявленного в России.

Весенний марафон. Завтра в Петербурге начнется XIX фестиваль «Детские дни» | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Марфа и Мамонтов

В нынешнем году в весенних «Детских днях» участвуют 39 музеев и библиотек, другие культурные и образовательные организации. По словам Юлии Мацкевич, исполнительного директора фестиваля, «его идея состоит в том, чтобы привести семью в музей и библиотеку, представив их как пространства для творческого семейного общения. Чтобы создать дружелюбную, уважительную, теплую атмосферу по отношению к семейным посетителям. И не только со стороны сотрудников, которые ведут программы, но и со стороны тех, кто продает билеты, стоит на контроле, принимает одежду в гардеробе, работает смотрителем».

Фестиваль состоит из двух час­тей. Первая называется «Маршруты-путешествия. 12345 — я иду искать». По традиции, весной повторяется программа по городским музеям, которая была подготовлена для «Детских дней» предыдущей осени. Они объединены девизом — «Случай». Опыт проведения фестиваля показывает, что за короткое каникулярное время многие не успевают пройти по всем маршрутам, которые их интересуют. Весной можно наверстать упущенное.

Всего маршрутов двадцать. Накануне весенних «Детских дней» их организаторы напомнили о некоторых. По словам Любови Мусиенко, директора Музея истории религии, его сотрудники проведут квест по постоянной экспозиции. Дети узнают, как появилось имя Христофор и кто первым его носил, увидят буддийскую маску божества Чити-пати, которую надевали монахи. Они верили, что это божество защищает добрых людей от злодеев. Как сообщила Юлия Мачевская, заведующая музеем «Мастерская Михаила Аникушина», там ребятам расскажут, как скульптор работал над образом Антона Чехова, какие памятники в Петербурге перемещали с места на место и за счет чего так устойчива Александровская колонна на Дворцовой площади.

Анна Яковенко, директор музея «Невская застава», рассказала, что в этот музей вновь открылся в 2022 году после капитальной реставрации и для «Детских дней» подготовил маршрут по старому деревянному дому, который «проложат» игральные карты. Среди заводов и фабрик XIX века находилась карточная фабрика, на которой работала одиннадцатилетняя Марфа Яковлева, из ее колоды дети узнают, что такое «русский стиль» в одежде, какой фабрикой на Невской заставе владел меценат Савва Мамонтов и на каком заводе отливали памятник Александру III.

Музейные маршруты разно­образны. В Эрмитаже детям покажут знаменитую Колыванскую вазу, статуи Юпитера и египетской богини Мут-Сохмет и Лоджии Рафаэля. Литературный музей «ХХ век» подготовил детский квест на выставке «Ловцы слов», которая работает в Большом Гостином дворе. Ребятам расскажут, как в Петербурге — Ленинграде пересекались пути Маяковского, Хармса, Хлебникова, Заболоцкого. В Музее Академии художеств детям покажут скульптуру древнегреческой богини, от имени которой произошло популярное женское имя Ирина, и расскажут, что оно означает, а также античного героя, догнавшего быстроногую лань Артемиды, богини охоты.

Автопортрет или селфи

Для параллельной программы весенних «Детских дней» специально подготовлены 27 игровых экскурсий, квестов, занятий.

Исполнительный директор особо подчеркнула, что организаторы фестиваля рады возвращению в проект Русского музея. Работающий в нем Российский центр музейной педагогики подготовил игровой мастер-класс, посвященный селфи как разновидности автопортрета. Он пройдет в восточном павильоне Михайловского замка.

Селфи и автопортрет — разве это не одно и то же? Или между ними больше различий, чем сходства? Почему человеку так важно вглядываться в себя? О чем кроме внешности может рассказать автопортрет? Дети смогут ответить на эти вопросы, рассматривая и обсуждая произведения художников. А узнав приемы, помогающие рассказать о себе то, что хочется, создадут автопортрет для перевода на футболку.

Мероприятия параллельной программы объединены общим девизом «Мостики-мосты». Как пояснила Юлия Мацкевич, «эта программа — про желание и умение общаться, взаимодействовать, создавать вместе что‑то новое, развиваться. Здесь авторы проектов и впрямую говорят о мостах, тем более что их в нашем городе семь сотен, мы — город на воде. Кому как не жителям Петербурга, в котором летом мосты разводятся и отдельные части города становятся труднодоступными, понимать, как важны связи, помогающие преодолевать преграды. Есть и метафорическая сторона этой темы: она в том, что протягивать мостики, даже неочевидные, незаметные, можно легко, если смот­реть на разные явления, вещи, предметы, людей с разных точек зрения, в разных контекстах. Тогда мостики появляются, даже когда кажется, что ничего общего между двумя объектами нет».

Как сообщила Мацкевич, в «Детских днях» дебютируют четыре участника, прошедшие непростой конкурс: детская библиотека № 6 имени Владимира Короленко, Музей Оранэлы, Музей истории Обуховского завода и центр естественных наук «Эмпирика».

В библиотеке дети узнают, как преодолевать страхи и почему человеку тяжело признаться в том, что он поступил неправильно. Они попробуют создать уютную пещеру и наполнить ее приятными эмоциями, а также поиграть в скульптора и «вылепить» разные эмоции, чтобы лучше понимать язык тела.

Сотрудники Музея Оранэлы проведут «Расследование-прогулку»: дети найдут мосты, по которым не ездит транспорт, узнают, что такое «путепровод», увидят памятник блокадному трамваю и расшифруют слово «Оранэла». Заводской музей предлагает игровую экскурсию о том, как организовать свое дело, на примере основателей предприятий в XIX веке — Обухова, Путилова и Кудрявцева. Центр «Эмпирика» на практических занятиях ознакомит детей с биологией и химией.

Многие музеи работают в обеих программах «Детских дней». Любовь Мусиенко сообщила, что Музей истории религии подготовил для «Мостиков-мостов» компьютерную игру-бродилку по экспозиции, где ребята встретятся с шаманами, греческими воинами, буддийскими стражами, соберут «кристаллы жизни» и, дойдя до седьмого уровня, узнают, кто является главным героем музея. 

По словам Юлии Мачевской, в «Мастерской Аникушина» подготовлена программа «Это фантазительно!» в формате игровой экскурсии по выставке «Просто потому». Дети пообщаются с медведями на стройке и слонами, спус­тившимися на парашютах, а также последят, как летают «мухотопы».

Взрослым полезно

Даже краткое перечисление проектов параллельной программы должно заставить многих взрослых отложить свои дела. В Музее-­квартире Александра Блока расскажут, о чем мечтал поэт в юнос­ти; в ГМЗ «Царское Село» покажут мосты в Александровском парке; разговор о том, что значит выражение «плюс-минус Нарвские ворота», пойдет в этом филиале Музея городской скульптуры.

В Музее политической истории России на макетах покажут, как в разное время выглядела Троицкая площадь, на которой он находится, и какие здания не следовало бы сносить. Музей в колокольне Новой Ладоги расскажет о необычном мосте, который связывает этот город с Петербургом. Детская библиотека на улице Марата, 72, зовет на игру-рыбалку «Пушкин и 33»: речь не про богатырей, а про художников — иллюстраторов книг поэта.

Разумеется, «Мостики-мосты» не обойдутся без Музея мостов, который проведет квест по истории петербургских сооружений, «повисших над водами».

В завершение — практическая информация. События фестиваля адресованы трем возрастным группам — от 5 до 12 лет. Чтобы попасть на музейные маршруты, достаточно прийти в музей и купить билет. Там к нему подарят маршрутный лист. Также его можно скачать на сайте фестиваля, а вот дип­лом участника можно получить, только придя в один из музеев. Что касается программы «Мостики-мосты», то для участия в ней необходима регистрация на сайте фестиваля.


#марафон #каникулы #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7628) от 22.03.2024 под заголовком «Весенний марафон».


Комментарии