Вернуть пространства горожанам

Директор французской студии Seura один из разработчиков проекта «Большой Париж» Давид МАНЖЕН недавно выступил на конференции, посвященной будущему генплану «Городские инициативы Санкт-Петербурга 2015 — 2035». В кулуарах форума известный градостроитель ответил на вопросы нашего обозревателя.

Вернуть пространства горожанам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Давид, похожи ли современные микрорайоны российских городов на французские?

— Любой город развивается от исторического центра, сейчас в Париже и других французских городах есть программы по развитию социальных кварталов на периферии. После войны, когда надо было решать проблему, как обеспечить крыши над головой миллионам граждан, во Франции из бетонных блоков строились крупные жилые массивы. В те времена это было связано с прибытием в города новых жителей, которые ехали из сельской местности искать применение своим умениям.

В первое время в таких кварталах жили рабочие — как коренные жители, так и приезжие из других регионов Франции. В основном это был средний персонал предприятий. Хотя изначально такие кварталы были неоднородны в социальном плане. Затем стали прибывать эмигранты из бывших французских колоний, в частности из Африки. Они начали заселять эти массивы, чему способствовала политика властей по приему родственников эмигрантов.

Некоторые старожилы кварталов предпочли избегать такого соседства, по возможности стали приобретать для себя коттеджи и дома, известные в России как таунхаусы. В итоге в кварталах массовой застройки сформировалась однородная этническая среда, своего рода гетто. Сегодня социальные кварталы более однородны, чем в пятидесятые — шестидесятые.


— А что делать со старыми жилмассивами — реконструировать, утеплять или все же сносить?

— Это большие здания, тяжелая массивная постройка. Для таких нет единственного варианта выбора дальнейшей судьбы. В одних случаях мы разрушали здания, переселяя жителей в новые дома, отвечающие современным требованиям к энергосбережению. В других — обходилось перестройкой: утепляли, надстраивали мансарды.


— Кто определял, что надо сделать?

— Специальное агентство по переустройству городской среды. Оно отслеживает ситуацию, готовит проект. Перед этим обязательно проводится анкетирование жильцов. С учетом их мнения окончательное решение принимает муниципалитет. Но и роль государства в этом есть: оно выделяет дотации на реконструкцию или переселение жильцов социальных кварталов. Во Франции есть две формы поддержки в таких случаях — компенсации выделяются генеральным подрядчикам или гражданам в зависимости от их доходов.


— В Петербурге идут активные дискуссии, как организовать общественное пространство города. Что вы посоветуете сделать?

— Общественное пространство — это территория, доступная для всех бесплатно. И это не только сады, парки и площади, но и улицы. Стандартная схема («автострада — кольцевая автодорога — появление новых центров притяжения») одинакова для любого современного города. Необходимо придумать новую модель развития мегаполиса, которая вернула бы улицам их прежнюю функцию и остановила потерю больших общественных пространств, занятых автомобилями. Необходимо создать гибкие для любой общественной деятельности территории, при этом не мешающие движению транспорта. Для этого нужно выстроить иерархию магистралей.

Кроме того, надо учесть национальные традиции. Люди в разных странах Южной и Северной Америки, Европе (например, Австрии, Германии, Франции) по-разному организуют общественное пространство.


— Как градостроителю отстоять свою точку зрения в споре с девелопером?

— Здания с одинаковой полезной площадью могут иметь разный архитектурный облик. Понятно желание бизнесменов: вложить в стройку меньше средств и получить дом, в котором можно продать или сдать в аренду как можно больше квадратных метров жилья или офисов. Понятно, что предпринимателям хочется возвести как можно больше этажей. При этом в мировом градостроительстве не существует каких-то догм, понятий об оптимальном количестве этажей.

В каждой стране есть свои предпочтения — опять же это определяет менталитет. Плюс затраты. Например, высотные здания во Франции должны иметь собственные пожарные службы, а это очень дорого. Причем для общественных зданий норма более жесткая, чем для жилых. Такая служба нужна в жилых домах, если они выше 60 метров, а в общественных — выше 27 метров.


— У нас такого нет...

— У Петербурга своя особенность: максимальная высотность заложена в генплане, а застройщики не обременены необходимостью предусмотреть свою пожарную службу. Но есть у современного Петербурга и много общего с Парижем 1970-х гг. Это в первую очередь массовый переезд в город жителей из провинции, где нет работы. Значит, надо строить много относительно недорогого жилья. В отличие от Франции большая часть бетонных многоэтажек распродается жильцам в собственность. Социального жилья в новостройках, которое сдается в аренду, у вас мало.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.