Главная городская газета

Вернуть пространства горожанам

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Городская хроника 21 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Коста-Рика - в Павловске...
На работу - на велосипеде...
Музыкантов достанут из-под земли...
И другие новости. Читать полностью

Как преемник Невской мануфактуры на Синопской нити потерял

Непривычно выглядит в эти дни панорама Невы у Большеохтинского моста. Здесь, на Синопской набережной, 10 - 12, надстраивают мансарду над самым красивым корпусом прядильно-ниточного комбината. В будущем и оставшуюся часть промзоны ждет перепрофилирование. Читать полностью

Городская хроника 18 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Какие мосты приведут на фестиваль...
Без глютена...
В память о Суворове...
И другие новости. Читать полностью

«Единую карту петербуржца» выпустят к октябрю 2018 года

Как можно будет использовать новый платежный инструмент Северной столицы? Читать полностью

Петербургские автобусы обзавелись Wi-Fi

Более 400 городских автобусов обзавелись  Wi-Fi в преддверии мундиаля. Читать полностью

Городская хроника 17 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Как получить выплату...
Космические истории ГУАП...
Пора платить долги...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Вернуть пространства горожанам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Директор французской студии Seura один из разработчиков проекта «Большой Париж» Давид МАНЖЕН недавно выступил на конференции, посвященной будущему генплану «Городские инициативы Санкт-Петербурга 2015 — 2035». В кулуарах форума известный градостроитель ответил на вопросы нашего обозревателя.

— Давид, похожи ли современные микрорайоны российских городов на французские?

— Любой город развивается от исторического центра, сейчас в Париже и других французских городах есть программы по развитию социальных кварталов на периферии. После войны, когда надо было решать проблему, как обеспечить крыши над головой миллионам граждан, во Франции из бетонных блоков строились крупные жилые массивы. В те времена это было связано с прибытием в города новых жителей, которые ехали из сельской местности искать применение своим умениям.

В первое время в таких кварталах жили рабочие — как коренные жители, так и приезжие из других регионов Франции. В основном это был средний персонал предприятий. Хотя изначально такие кварталы были неоднородны в социальном плане. Затем стали прибывать эмигранты из бывших французских колоний, в частности из Африки. Они начали заселять эти массивы, чему способствовала политика властей по приему родственников эмигрантов.

Некоторые старожилы кварталов предпочли избегать такого соседства, по возможности стали приобретать для себя коттеджи и дома, известные в России как таунхаусы. В итоге в кварталах массовой застройки сформировалась однородная этническая среда, своего рода гетто. Сегодня социальные кварталы более однородны, чем в пятидесятые — шестидесятые.


— А что делать со старыми жилмассивами — реконструировать, утеплять или все же сносить?

— Это большие здания, тяжелая массивная постройка. Для таких нет единственного варианта выбора дальнейшей судьбы. В одних случаях мы разрушали здания, переселяя жителей в новые дома, отвечающие современным требованиям к энергосбережению. В других — обходилось перестройкой: утепляли, надстраивали мансарды.


— Кто определял, что надо сделать?

— Специальное агентство по переустройству городской среды. Оно отслеживает ситуацию, готовит проект. Перед этим обязательно проводится анкетирование жильцов. С учетом их мнения окончательное решение принимает муниципалитет. Но и роль государства в этом есть: оно выделяет дотации на реконструкцию или переселение жильцов социальных кварталов. Во Франции есть две формы поддержки в таких случаях — компенсации выделяются генеральным подрядчикам или гражданам в зависимости от их доходов.


— В Петербурге идут активные дискуссии, как организовать общественное пространство города. Что вы посоветуете сделать?

— Общественное пространство — это территория, доступная для всех бесплатно. И это не только сады, парки и площади, но и улицы. Стандартная схема («автострада — кольцевая автодорога — появление новых центров притяжения») одинакова для любого современного города. Необходимо придумать новую модель развития мегаполиса, которая вернула бы улицам их прежнюю функцию и остановила потерю больших общественных пространств, занятых автомобилями. Необходимо создать гибкие для любой общественной деятельности территории, при этом не мешающие движению транспорта. Для этого нужно выстроить иерархию магистралей.

Кроме того, надо учесть национальные традиции. Люди в разных странах Южной и Северной Америки, Европе (например, Австрии, Германии, Франции) по-разному организуют общественное пространство.


— Как градостроителю отстоять свою точку зрения в споре с девелопером?

— Здания с одинаковой полезной площадью могут иметь разный архитектурный облик. Понятно желание бизнесменов: вложить в стройку меньше средств и получить дом, в котором можно продать или сдать в аренду как можно больше квадратных метров жилья или офисов. Понятно, что предпринимателям хочется возвести как можно больше этажей. При этом в мировом градостроительстве не существует каких-то догм, понятий об оптимальном количестве этажей.

В каждой стране есть свои предпочтения — опять же это определяет менталитет. Плюс затраты. Например, высотные здания во Франции должны иметь собственные пожарные службы, а это очень дорого. Причем для общественных зданий норма более жесткая, чем для жилых. Такая служба нужна в жилых домах, если они выше 60 метров, а в общественных — выше 27 метров.


— У нас такого нет...

— У Петербурга своя особенность: максимальная высотность заложена в генплане, а застройщики не обременены необходимостью предусмотреть свою пожарную службу. Но есть у современного Петербурга и много общего с Парижем 1970-х гг. Это в первую очередь массовый переезд в город жителей из провинции, где нет работы. Значит, надо строить много относительно недорогого жилья. В отличие от Франции большая часть бетонных многоэтажек распродается жильцам в собственность. Социального жилья в новостройках, которое сдается в аренду, у вас мало.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook