Главная городская газета

Вернуть пространства горожанам

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Летний бум граффити: новый петербургский тренд

«СПб ведомости» обратили внимание на один из главных трендов этого лета в Петербурге – появление стрит-арт работ, таких разных и противоречивых. Читать полностью

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью
Реклама
Вернуть пространства горожанам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Директор французской студии Seura один из разработчиков проекта «Большой Париж» Давид МАНЖЕН недавно выступил на конференции, посвященной будущему генплану «Городские инициативы Санкт-Петербурга 2015 — 2035». В кулуарах форума известный градостроитель ответил на вопросы нашего обозревателя.

— Давид, похожи ли современные микрорайоны российских городов на французские?

— Любой город развивается от исторического центра, сейчас в Париже и других французских городах есть программы по развитию социальных кварталов на периферии. После войны, когда надо было решать проблему, как обеспечить крыши над головой миллионам граждан, во Франции из бетонных блоков строились крупные жилые массивы. В те времена это было связано с прибытием в города новых жителей, которые ехали из сельской местности искать применение своим умениям.

В первое время в таких кварталах жили рабочие — как коренные жители, так и приезжие из других регионов Франции. В основном это был средний персонал предприятий. Хотя изначально такие кварталы были неоднородны в социальном плане. Затем стали прибывать эмигранты из бывших французских колоний, в частности из Африки. Они начали заселять эти массивы, чему способствовала политика властей по приему родственников эмигрантов.

Некоторые старожилы кварталов предпочли избегать такого соседства, по возможности стали приобретать для себя коттеджи и дома, известные в России как таунхаусы. В итоге в кварталах массовой застройки сформировалась однородная этническая среда, своего рода гетто. Сегодня социальные кварталы более однородны, чем в пятидесятые — шестидесятые.


— А что делать со старыми жилмассивами — реконструировать, утеплять или все же сносить?

— Это большие здания, тяжелая массивная постройка. Для таких нет единственного варианта выбора дальнейшей судьбы. В одних случаях мы разрушали здания, переселяя жителей в новые дома, отвечающие современным требованиям к энергосбережению. В других — обходилось перестройкой: утепляли, надстраивали мансарды.


— Кто определял, что надо сделать?

— Специальное агентство по переустройству городской среды. Оно отслеживает ситуацию, готовит проект. Перед этим обязательно проводится анкетирование жильцов. С учетом их мнения окончательное решение принимает муниципалитет. Но и роль государства в этом есть: оно выделяет дотации на реконструкцию или переселение жильцов социальных кварталов. Во Франции есть две формы поддержки в таких случаях — компенсации выделяются генеральным подрядчикам или гражданам в зависимости от их доходов.


— В Петербурге идут активные дискуссии, как организовать общественное пространство города. Что вы посоветуете сделать?

— Общественное пространство — это территория, доступная для всех бесплатно. И это не только сады, парки и площади, но и улицы. Стандартная схема («автострада — кольцевая автодорога — появление новых центров притяжения») одинакова для любого современного города. Необходимо придумать новую модель развития мегаполиса, которая вернула бы улицам их прежнюю функцию и остановила потерю больших общественных пространств, занятых автомобилями. Необходимо создать гибкие для любой общественной деятельности территории, при этом не мешающие движению транспорта. Для этого нужно выстроить иерархию магистралей.

Кроме того, надо учесть национальные традиции. Люди в разных странах Южной и Северной Америки, Европе (например, Австрии, Германии, Франции) по-разному организуют общественное пространство.


— Как градостроителю отстоять свою точку зрения в споре с девелопером?

— Здания с одинаковой полезной площадью могут иметь разный архитектурный облик. Понятно желание бизнесменов: вложить в стройку меньше средств и получить дом, в котором можно продать или сдать в аренду как можно больше квадратных метров жилья или офисов. Понятно, что предпринимателям хочется возвести как можно больше этажей. При этом в мировом градостроительстве не существует каких-то догм, понятий об оптимальном количестве этажей.

В каждой стране есть свои предпочтения — опять же это определяет менталитет. Плюс затраты. Например, высотные здания во Франции должны иметь собственные пожарные службы, а это очень дорого. Причем для общественных зданий норма более жесткая, чем для жилых. Такая служба нужна в жилых домах, если они выше 60 метров, а в общественных — выше 27 метров.


— У нас такого нет...

— У Петербурга своя особенность: максимальная высотность заложена в генплане, а застройщики не обременены необходимостью предусмотреть свою пожарную службу. Но есть у современного Петербурга и много общего с Парижем 1970-х гг. Это в первую очередь массовый переезд в город жителей из провинции, где нет работы. Значит, надо строить много относительно недорогого жилья. В отличие от Франции большая часть бетонных многоэтажек распродается жильцам в собственность. Социального жилья в новостройках, которое сдается в аренду, у вас мало.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook