Вернуть пространства горожанам

Директор французской студии Seura один из разработчиков проекта «Большой Париж» Давид МАНЖЕН недавно выступил на конференции, посвященной будущему генплану «Городские инициативы Санкт-Петербурга 2015 — 2035». В кулуарах форума известный градостроитель ответил на вопросы нашего обозревателя.

Вернуть пространства горожанам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Давид, похожи ли современные микрорайоны российских городов на французские?

— Любой город развивается от исторического центра, сейчас в Париже и других французских городах есть программы по развитию социальных кварталов на периферии. После войны, когда надо было решать проблему, как обеспечить крыши над головой миллионам граждан, во Франции из бетонных блоков строились крупные жилые массивы. В те времена это было связано с прибытием в города новых жителей, которые ехали из сельской местности искать применение своим умениям.

В первое время в таких кварталах жили рабочие — как коренные жители, так и приезжие из других регионов Франции. В основном это был средний персонал предприятий. Хотя изначально такие кварталы были неоднородны в социальном плане. Затем стали прибывать эмигранты из бывших французских колоний, в частности из Африки. Они начали заселять эти массивы, чему способствовала политика властей по приему родственников эмигрантов.

Некоторые старожилы кварталов предпочли избегать такого соседства, по возможности стали приобретать для себя коттеджи и дома, известные в России как таунхаусы. В итоге в кварталах массовой застройки сформировалась однородная этническая среда, своего рода гетто. Сегодня социальные кварталы более однородны, чем в пятидесятые — шестидесятые.


— А что делать со старыми жилмассивами — реконструировать, утеплять или все же сносить?

— Это большие здания, тяжелая массивная постройка. Для таких нет единственного варианта выбора дальнейшей судьбы. В одних случаях мы разрушали здания, переселяя жителей в новые дома, отвечающие современным требованиям к энергосбережению. В других — обходилось перестройкой: утепляли, надстраивали мансарды.


— Кто определял, что надо сделать?

— Специальное агентство по переустройству городской среды. Оно отслеживает ситуацию, готовит проект. Перед этим обязательно проводится анкетирование жильцов. С учетом их мнения окончательное решение принимает муниципалитет. Но и роль государства в этом есть: оно выделяет дотации на реконструкцию или переселение жильцов социальных кварталов. Во Франции есть две формы поддержки в таких случаях — компенсации выделяются генеральным подрядчикам или гражданам в зависимости от их доходов.


— В Петербурге идут активные дискуссии, как организовать общественное пространство города. Что вы посоветуете сделать?

— Общественное пространство — это территория, доступная для всех бесплатно. И это не только сады, парки и площади, но и улицы. Стандартная схема («автострада — кольцевая автодорога — появление новых центров притяжения») одинакова для любого современного города. Необходимо придумать новую модель развития мегаполиса, которая вернула бы улицам их прежнюю функцию и остановила потерю больших общественных пространств, занятых автомобилями. Необходимо создать гибкие для любой общественной деятельности территории, при этом не мешающие движению транспорта. Для этого нужно выстроить иерархию магистралей.

Кроме того, надо учесть национальные традиции. Люди в разных странах Южной и Северной Америки, Европе (например, Австрии, Германии, Франции) по-разному организуют общественное пространство.


— Как градостроителю отстоять свою точку зрения в споре с девелопером?

— Здания с одинаковой полезной площадью могут иметь разный архитектурный облик. Понятно желание бизнесменов: вложить в стройку меньше средств и получить дом, в котором можно продать или сдать в аренду как можно больше квадратных метров жилья или офисов. Понятно, что предпринимателям хочется возвести как можно больше этажей. При этом в мировом градостроительстве не существует каких-то догм, понятий об оптимальном количестве этажей.

В каждой стране есть свои предпочтения — опять же это определяет менталитет. Плюс затраты. Например, высотные здания во Франции должны иметь собственные пожарные службы, а это очень дорого. Причем для общественных зданий норма более жесткая, чем для жилых. Такая служба нужна в жилых домах, если они выше 60 метров, а в общественных — выше 27 метров.


— У нас такого нет...

— У Петербурга своя особенность: максимальная высотность заложена в генплане, а застройщики не обременены необходимостью предусмотреть свою пожарную службу. Но есть у современного Петербурга и много общего с Парижем 1970-х гг. Это в первую очередь массовый переезд в город жителей из провинции, где нет работы. Значит, надо строить много относительно недорогого жилья. В отличие от Франции большая часть бетонных многоэтажек распродается жильцам в собственность. Социального жилья в новостройках, которое сдается в аренду, у вас мало.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.