Вернулись богини судьбы. Завершена реставрация парка «Ораниенбаум»

Ораниенбаум хорошеет на глазах. Завершилась реставрация парка, который считается ценнейшим образцом садово-паркового искусства. Ему вернули историческую планировку, сложившуюся к середине XIX века. Прямые аллеи, необычной формы газоны и клумбы, свежая зелень оттеняет белоснежный мрамор скульптур.

Вернулись богини судьбы. Завершена реставрация парка «Ораниенбаум» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Прошлым летом после долгой реставрации для посетителей открылась Катальная горка. Восстановлены парадные интерьеры павильона — Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, лестница и вестибюль, сохранившие художественный замысел и отделку 1760 – 1770‑х годов.

В Китайском дворце — жемчужине Ораниенбаума — для посетителей доступны пока не все залы. Завершение реставрации планируется в следующем году. Зато есть хорошая новость из Картинного дома, куда после реставрации вернулась на историческое место картина «Три парки» венецианского мастера XVII века Себастьяно Маццони.

Картинный дом — небольшое здание, спроектированное в мастерской Растрелли. В 1754 – 1761 годах в нем размещались придворный театр, коллекция живописи, библиотека и кабинет редкостей великого князя Петра Федоровича. Все привыкли к Ораниенбауму времен царствования Екатерины. Но и до нее здесь что‑то было.

Основу собирательства заложил Петр I, однако он не озадачился картинной галереей. Известно, что Петр Федорович был любителем музыки, но его можно считать и первым коллекционером живописи. Он собирал, покупал и заказывал картины разных авторов, разных школ. Коллекция была крупной, для нее и был пост­роен Картинный дом. Екатерина не хотела ничего общего иметь с наследием своего несчастного мужа, лучшие картины отправила в Академию художеств.

Работы по реконструкции Картинного дома начались с 1980 года. Музей открылся в 2015‑м. В живописном убранстве Картинного и Двусветного залов представлено более 80 полотен западноевропейских мастеров XVI – XVIII столетий. Благодаря сохранившимся описям и схемам первоначальной шпалерной развески, составленным Якобом Штелином в 1762 году, удалось выявить и вернуть на свои исторические места пять оригинальных полотен из коллекции Петра Федоровича. Остальные подбирали по аналогу: те же мастера, то же время, размер полотна, сюжеты…

Картина «Три парки» представляет особый интерес, поскольку относится к немногим, входившим в собственную живописную коллекцию будущего императора Петра III в бытность его наследником престола. Она заняла свое место на восточной стене художественной галереи одной из первых в 1757 – 1758 годах.

Как рассказывает заместитель генерального директора ГМЗ «Петергоф» Елена Бортникова, все произведения, представленные в Картинном доме, приведены в экспозиционное состояние, но возможности для кропотливой реставрации не было. Четыре специалиста работали с полотном: заменили подрамник, удаляли старые реставрационные лаки и поздние записи. Авторская живопись восстановлена в той мере, в которой это возможно.

В процессе работ в левом нижнем углу картины был обнаружен фрагмент авторской подписи, о существовании которого специалисты не знали. Картина приписывалась разным художникам, в том числе Тинторетто, пока в 2013 году ведущий научный сотрудник Эрмитажа, хранитель венецианской живописи Ирина Артемьева не определила имя автора — Себастьяно Маццони.

Имя художника у нас широкой публике неизвестно, — говорит Артемьева. — Он успешно работал в Венеции, был человеком незаурядным. Прославился не только как художник, но и как поэт, выпустил несколько книг. Немного его работ сохранилось даже в Венеции, хотя у него были большие заказы для общественных зданий, церквей. В российских собраниях до сих пор была известна только работа «Три грации» в ГМИИ им. Пушкина. Обнаружить картину этого художника — большое событие. В историческом собрании Пет­ра III это одна из первых покупок, она заложила основу коллекции.

«Три парки» написаны на сюжет античной мифологии: на фоне облачного неба и архитектурных развалин, поросших диким кустарником, изображены три богини судьбы с их характерными атрибутами: Нона (Клото в греческой мифологии), отвечающая за рождение, держит в руках пряжу в виде рога изобилия, из которого появляется младенец; крылатая Децима (Лахезис) прядет и отмеряет нить жизни, продолжительность которой зависит от настроения капризной Морты (Атропос), держащей в руках острые ножницы. Ползающие рядом с ней на каменных руинах змеи символизируют неизбежную смерть.

Картинный дом2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


В заключение надо заметить, что Картинный дом Ораниенбаума интересен не только собранием живописи. Для посетителей там открыты пять залов постоянной экспозиции: Двусветный и Картинный, Кабинет-библиотека и два помещения Кунсткамеры.

В Кунсткамере представлено китайское декоративно-прикладное искусство конца XVII – XVIII веков, в том числе подлинные предметы из коллекции Петра Федоровича. В интерьерах Кабинета-библиотеки и Кунсткамеры воссозданы резные шкафы и стеллажи, в которых хранилось книжное собрание великого князя, насчитывавшее более 4000 томов и охватывавшее все разделы военных, точных, естественных и гуманитарных наук. Особое место отведено уникальным образцам мебели, изготовленной по заказу Петра Федоровича для хранения коллекций минералов, фарфора и ювелирных изделий.

В восточном крыле дома располагался Оперный зал — первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Федоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755-го по 1758 год. Для его устройства были приглашены лучшие итальянские театральные специалис­ты того времени, оформлявшие представления в императорских театрах в Петербурге: машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа, комедии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капельмейстера императ­рицы Елизаветы Петровны.

Сегодня в пространстве реконструированного оперного зала каждые полчаса разворачивается мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко. В спектак­ле использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы «Цефал и Прокрис», воссозданной в 2001 году на сцене Мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных ­костюмов Р.‑Л. Боке.


#реставрация #парк #Ораниенбаум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7418) от 19.05.2023 под заголовком «Вернулись богини судьбы».


Комментарии