Вернули изящное: завершается реставрация фасадов церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Работы велись восемь лет на средства из городского бюджета по программе КГИОП. Когда ровно 130 лет назад был построен храм на Боровой улице, современники называли его одним из изящнейших в Петербурге.

Вернули изящное: завершается реставрация фасадов церкви Покрова Пресвятой Богородицы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Боровая улица получила свое название от соснового бора, который находился там, но был вырублен еще в первой четверти XVIII века. В 1889 году владельцем участка стал мещанин Сергей Слепян, член Санкт-Петербургского епархиального братства. Это была благотворительная организация, занимавшаяся распространением грамотности с помощью создания церковно-приходских школ и биб­лиотек. Братство решило пост­роить храм, Слепян организовал сбор народных средств, на которые и велось строительство. Автором проекта храма в русском стиле был Николай Никонов, известный петербургский церковный зодчий. Строительство заняло в общей сложности семь лет — с 1890‑го по 1897 год. Майоликовый иконостас был изготовлен на знаменитой фабрике Михаила Кузнецова, иконы написаны художником Григорием Гагариным.

Церковь на Боровой1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Храм был закрыт в конце 1930‑х годов, там сначала разместили художественные мастерские, затем — механический цех.

В 2012 году здание было возвращено церкви. К тому времени оно уже не одно десятилетие простояло в буквальном смысле обезглавленным с полностью «ободранными» фасадами. Реставрационные работы проводились в несколько этапов. Сначала была укреплена кладка и проведена вычинка кирпича, затем восстановили купола, шатер колокольни (ее высота — более 40 метров), паперть, воссоздали утраченные деревянные заполнения окон, большой витраж, а также кованые оконные решетки. Наконец, в последние два года ­реставраторы занимались кровлей, штукатурным декором, гидроизоляцией фундаментов. Отдельная работа — воссоздание нескольких десятков изразцов, на них изображены двуглавые орлы и растительные мотивы.

Церковь на Боровой3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Как сообщил Сергей Макаров, председатель КГИОП, еще в нынешнем году будут установлены парадные три двери с западной стороны храма, выходящей на Боровую улицу. Тогда декор фасадов будет восстановлен полностью, за исключением керамических икон, о которых сохранилось мало информации. «Это дело для будущих исследователей, предстоят поиски в архивах», — добавил Макаров. Кроме того, необходимо завершить реставрацию восточного фасада, к нему примыкала советская пристройка, ныне разобранная. Всего на реставрацию Покровской церкви из городского бюджета было выделено 400 млн рублей.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», можно ли включить в программы КГИОП финансирование реставрации росписей внутри храма, Макаров ответил, что этот вопрос сейчас обсуждается. «Росписи были закрашены. Недавно произведены пробные расчистки, они показали, что реставрация росписей возможна. Даже при очень ограниченном количестве исторических фотографий художники-реставраторы смогут работать», — пояснил председатель КГИОП.

Обсуждается также вопрос включения в программу, которая предусматривает реставрацию особо сложных фасадов многоквартирных жилых домов (она известна как «список-255»), соседнего дома епархиального братства Пресвятой Богородицы. Там сохранился наружный декор из другого вида керамики. До 1917 года это здание и храм составляли единый комплекс, сейчас церкви принадлежит только небольшая часть здания.

Александр Ежов, протоиерей, настоятель Покровской церкви, верит, что общими усилиями можно отреставрировать росписи храма. Он продемонстрировал фотографии нескольких фрагментов фаянсового иконостаса — они чудом уцелели в 1930‑е годы после закрытия храма, несколько лет назад эти фрагменты были найдены и подарены приходу. Сейчас они временно переданы для показа в Музей архитектурной художест­венной керамики, который находится в Петропавловской крепос­ти. Поиски других фрагментов иконостаса, а также икон продолжаются.


#церковь #реставрация #работы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7556) от 30.11.2023 под заголовком «Вернули изящное».


Комментарии