«Великая китайская стена» на Варшавской: история здания

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященную строительству и нынешней жизни жилых зданий, построенных по индивидуальным проектам в 1970-х - начале 1990-х годов.

«Великая китайская стена» на Варшавской: история здания | Репродукция. Фото автора

Репродукция. Фото автора

После рассказа о 12-м квартале около станции метро «Озерки» и «Дома-горы» на проспекте Науки мы беседуем с Михаилом Сарри, руководителем мастерской № 6 института «ЛенНИИпроект», одним из авторов проекта домов № 37 — 63 по Варшавской улице.

- Как появился этот проект?

- Участок Варшавской улицы от Бассейной до Краснопутиловской был сформирован в середине 1960-х годов на месте разобранной ветки железной дороги от Варшавского вокзала. Образовалась полоса с «рельефом» - бывшей насыпью железной дороги.

В 1977 году я пришел в «Ленпроект» сразу после ЛИСИ (ныне СПб ГАСУ) в мастерскую № 6, которая занималась проектированием жилых кварталов во многих районах города, в том числе и Московском. Тогдашний руководитель мастерской Владимир Николаевич Щербин предложил мне проектировать жилые дома на Варшавской улице под присмотром опытного архитектурного «дядьки».

- Интересно, кто же оказался этим «дядькой»?

- Мне крупно повезло, это был Юрий Маркович Песоцкий - на мой взгляд, один из талантливейших архитекторов Ленинграда того времени, недооцененный при жизни и незаслуженно забытый после смерти. Учиться у него в процессе совместного проектирования было для меня одновременно и честью, и удовольствием. Щербин поставил задачу - спроектировать на западной стороне Варшавской улицы «пульсирующую» как в плане, так и в силуэте застройку. Она должна была служить шумозащитой для пятиэтажек; Варшавской улице отводилась роль дублера Московского проспекта.

- Сколько же времени заняло проектирование и когда началось строительство?

- Проектирование велось в 1977 - 1992 годах (строительство - в 1980 - 1995 гг.) и было разделено на три этапа, с севера на юг. Степень моего авторского участия возрастала в том же направлении; третий этап я делал уже практически самостоятельно.

- И как вы решили задачи Щербина?

- Был спроектирован комплекс разноэтажных кирпичных жилых домов общей площадью примерно 85 тысяч кв. метров, рассчитанный на 3,5 тысячи жителей.

Силуэтные акценты «по-петербургски» совпадают со створами улиц, упирающихся в Варшавскую. Две башни замыкают улицу Фрунзе, следующая башня - улицу Победы, еще один высотный элемент замыкает несостоявшееся продолжение Авиационной улицы. Последний градостроительный акцент - 14-этажная «пластина», которая находится на пересечение Варшавской и Краснопутиловской улиц и хорошо видна с площади Победы. Все квартиры - двусторонне ориентированные; на шумную Варшавскую улицу выведены только кухни и общие комнаты, все спальни - во двор.

Народ сразу окрестил наши дома «Великой китайской стеной», общая длина фасада - около 2 километров. Профессионалы наградили дипломами различных всесоюзных и всероссийских архитектурных смотров.

- Протяженные фасады имеют сложный рисунок с разнообразными лоджиями...

- Было создано множество вариантов фасадов, и все вручную на бумаге и кальке, никаких компьютеров не было. Остекление лоджий по единому проекту легализовали позже, приблизительно на рубеже веков. Застройки Варшавской улицы это еще не коснулось. Сейчас там полный хаос - кто-то застекляет, кто-то - нет.

- Какие были площади квартир?

- СНИП требовал для 1-, 2-, 3-, 4-комнатных квартир площадь 36, 48, 63, 72 кв. метра, соответственно.

Помню эти цифры как таблицу умножения. Превышение допускалось в пределах 5% Были анекдотические случаи, когда излишки площади квартир присоединялись к межквартирным коридорам. Кухни получались от 8 до 12 метров. Парадоксально, но сейчас квартиры с площадями по советским нормативам оказываются самыми ликвидными. Тогда это были дома для очередников.

- А как выглядела квартирография?

- Она была примерно одинаковая по всему Ленинграду: 25 - 30% однокомнатных квартир, 50% - «двушек», «трешек» - 20% и совсем немного 4-комнатных квартир.

- Как решалась проблема транспортной доступности?

- Тогда считалось, что это пешеходная доступность до станций метро «Парк Победы» и «Московская». Общественный транспорт был сосредоточен на параллельных Варшавской улице Московском и Новоизмайловском проспектах. Что касается личного транспорта, то расчетный норматив на него тогда был несравнимо ниже действующего сейчас.

- Первые этажи, наверное, все были заняты встроенными помещениями?

- Нет. Тогда производились довольно точные расчеты требуемой социальной инфраструктуры кварталов. Не было сегодняшнего понятия «арендопригодное помещение», то есть помещение без назначения. Тогда встроенные помещения проектировались под конкретную функцию - банк, газетный магазин, страховое агентство и т. д. Остальные площади первых этажей занимали квартиры.

- И сейчас эти квартиры переводятся в нежилые с соответствующими безобразными вывесками...

- Все парадные были спроектированы сквозными с двумя выходами - на улицу и во двор. Сейчас остались выходы из жилой части только во дворы. Выходы на улицу и часть вестибюля вместе с бывшими квартирами стали мелкими коммерческими помещениями. Этот процесс носил абсолютно хаотичный характер с неизбежными негативными последствиями, в том числе для фасада.

Сейчас, проезжая по Варшавской улице, я стараюсь на фасады не смотреть.

- Как вам представляется сегодня - та работа удалась?

- Сейчас отношусь к ней как к своему «первому блину», не ставшему «комом» благодаря помощи более опытных коллег. Застройка на Варшавской улице - это памятник своей эпохе, в том числе ее нормативной базе и весьма ограниченным возможностям строительного комплекса. Облицовочная плитка временами падает...

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «Как мы строили китайскую стену».

#строительство #архитектура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.