Веера из Петербурга и Парижа

14 вееров западноевропейской и русской работы середины XVIII – начала XX века пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село». Музей приобрел их на собственные средства у частных коллекционеров в Париже и Петербурге.

Веера из Петербурга и Парижа | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

В царскосельском собрании более ста произведений веерного искусства. Среди них изделия западноевропейской, восточной и русской работы XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX – первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет. Они приобретались в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также были подарены музею. Лучшие экземпляры представлены на выставке «Возвращение веера» в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Образцы, пополнившие коллекцию, ранее не были в ней представлены. Самые ценные – семь экземпляров, датируемых XVIII столетием. В их числе веер работы голландских мастеров, на пергаментном экране которого изображена евангельская сцена, а пластины из слоновой кости украшены ажурной резьбой, гравировкой и позолотой.

Два складных веера с остовами из слоновой кости изготовлены в Великобритании в 1750 – 1760-е годы. Бумажный экран одного из них расписан гуашью с изображением античного сюжета «Жемчужина Клеопатры». Веер «Встреча в парке в сентябре» выполнен в Западной Европе предположительно в 1760 году. Его остов украшает искусная резьба с изображением амуров на балюстраде среди корзинок с фруктами.

Особый интерес представляют три веера западноевропейской работы с китайскими мотивами, которые были чрезвычайно популярны в России. Их отличает особая красочность и сочетание различных материалов: кость, дерево, цветная фольга, пластины перламутра и черепахи.

На некоторых произведениях веерного искусства есть подписи художников и даты изготовления. Среди них веер 1879 года с карикатурным изображением великосветского костюмированного бала. Он расписан Иваном Всеволожским – директором Императорских петербургских и московских театров. На веере, украшенном резной монограммой SH и рельефным гербом, сохранилась подпись художника и дата: 1872.

Большинство вееров, пополнивших царскосельскую коллекцию, хорошо сохранились. Они войдут в состав выставки, развернутой в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5392) от 05.02.2015.


Комментарии