Вечное объединяет

К юбилею Эрмитаж получил царский подарок от Британского музея. Интрига сохранялась до момента его представления публике. В день вернисажа английская газета The Times вышла с заголовком на первой полосе «Греческий мрамор впервые покинул Лондон»...

Вечное объединяет | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА<br>Шедевр Фидия впервые с начала XIX века покинул Лондон.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Шедевр Фидия впервые с начала XIX века покинул Лондон.

Илисс на берегах Невы

Как рассказала куратор выставки заведующая отделом Античного мира Эрмитажа Анна Трофимова: «Мы набрались наглости и, не надеясь на успех, попросили привезти статую фронтона Парфенона. В мире не больше пятидесяти произведений, считающихся вершиной художественных достижений человечества. Скульптура Парфенона в этом списке».

В Эрмитаже гостит мраморная статуя, созданная в мастерской Фидия в 438 – 432 годах до н. э. Обнаженная мужская фигура, изображающая речное божество – аллегорию афинской реки Илисс, экспонируется в Римском дворике (зал # 108) Нового Эрмитажа.

В начале ХIХ столетия скульптуры с акрополя в Афинах были вывезены лордом Эльгином, с чем Греция до сих пор не смирилась. В 1816 году английский парламент выделил средства на приобретение украшения афинского храма Парфенон для Британского музея. С тех пор статуи там экспонируются и никогда не вывозились.

Впервые памятник можно видеть в ином интерьере, в окружении других скульптур. В эрмитажной коллекции античной скульптуры в основном римские работы, в том числе римские копии греческих оригиналов. Скульптура из мастерской Фидия, созданная для украшения Парфенона в золотой век Афин, пробудет в Эрмитаже до 18 января. The Timеs приводит слова директора Британского музея Нила Мак Грегора: «Политика наших музеев такова, что чем более холодными становятся политические отношения между правительствами, тем более важными становятся связи между музеями».


Витрины в новом пространстве

В минувшие выходные Эрмитаж представил публике и новое выставочное пространство.

Постоянные посетители, проходя по коридорам музея, понятия не имеют, что происходит за закрытыми дверьми. Так было и с неприметной дверью на первом этаже Нового Эрмитажа, за которой располагались бывшие конюшни и императорский манеж. С середины прошлого столетия огромное лишенное декора пространство использовалось для хранения карет, мебели и других крупных экспонатов.

После только что завершившейся реставрации и реконструкции Малый Эрмитаж стал современным выставочным комплексом с экспозиционным залом, общественной зоной, отделом упаковки-распаковки экспонатов, помещением для хранения оборудования и мастерской оперативной реставрации.

В просторном выставочном зале – бывшем Большом манеже – сохранены архитектурные детали, отреставрированы сводчатые потолки с раскрытой кирпичной кладкой. Первой в этом пространстве открылась выставка «История Эрмитажа в зеркале витрин». Никогда еще в музейной практике витрины не выступали в роли экспонатов.

Идея сделать такую выставку возникла у голландского архитектора Рема Колхаса. Редчайшее эрмитажное собрание витрин позволило замысел воплотить. Оказалось, что витрины способны создать панораму жизни музея на протяжении всей его истории. Этапы существования Эрмитажа со времен Екатерины II до начала XXI века отразились в формах, материалах, конструкциях и декоре витрин.

Самые ранние и редкие относятся ко времени Екатерины II и Александра I. Их создавали лучшие мебельщики Петербурга – Христиан Мейер и Генрих Гамбс. Выставка начинается с небольшой витринки, которая, как было принято в то время, стояла в спальне императрицы. В ней Екатерина, скорее всего, держала свои любимые камеи.

Обращают на себя внимание витрины, спроектированные Лео фон Кленце. Для Двенадцатиколонного зала он сделал гарнитур, формами и декором напоминающий древнегреческую мебель.

Отдельный блок – витрины из частных собраний, поступившие в Эрмитаж после национализаций в 1920 – 1930-е годы. В них хранились личные коллекции минералов, украшений, драгоценностей. По пышности декора, разнообразию техник исполнения и дорогих материалов они могли поспорить с тем, что в них лежало. Христиан Мейер выполнил дорожную витринку для Павла I и «минеральные ящики» для коллекций дочерей Павла Петровича.

С течением времени в облике витрин появился декоративный минимализм, сами они становились более функциональными, не отвлекали внимание посетителей от экспонатов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.


Комментарии