Вечное объединяет

К юбилею Эрмитаж получил царский подарок от Британского музея. Интрига сохранялась до момента его представления публике. В день вернисажа английская газета The Times вышла с заголовком на первой полосе «Греческий мрамор впервые покинул Лондон»...

Вечное объединяет | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА<br>Шедевр Фидия впервые с начала XIX века покинул Лондон.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Шедевр Фидия впервые с начала XIX века покинул Лондон.

Илисс на берегах Невы

Как рассказала куратор выставки заведующая отделом Античного мира Эрмитажа Анна Трофимова: «Мы набрались наглости и, не надеясь на успех, попросили привезти статую фронтона Парфенона. В мире не больше пятидесяти произведений, считающихся вершиной художественных достижений человечества. Скульптура Парфенона в этом списке».

В Эрмитаже гостит мраморная статуя, созданная в мастерской Фидия в 438 – 432 годах до н. э. Обнаженная мужская фигура, изображающая речное божество – аллегорию афинской реки Илисс, экспонируется в Римском дворике (зал # 108) Нового Эрмитажа.

В начале ХIХ столетия скульптуры с акрополя в Афинах были вывезены лордом Эльгином, с чем Греция до сих пор не смирилась. В 1816 году английский парламент выделил средства на приобретение украшения афинского храма Парфенон для Британского музея. С тех пор статуи там экспонируются и никогда не вывозились.

Впервые памятник можно видеть в ином интерьере, в окружении других скульптур. В эрмитажной коллекции античной скульптуры в основном римские работы, в том числе римские копии греческих оригиналов. Скульптура из мастерской Фидия, созданная для украшения Парфенона в золотой век Афин, пробудет в Эрмитаже до 18 января. The Timеs приводит слова директора Британского музея Нила Мак Грегора: «Политика наших музеев такова, что чем более холодными становятся политические отношения между правительствами, тем более важными становятся связи между музеями».


Витрины в новом пространстве

В минувшие выходные Эрмитаж представил публике и новое выставочное пространство.

Постоянные посетители, проходя по коридорам музея, понятия не имеют, что происходит за закрытыми дверьми. Так было и с неприметной дверью на первом этаже Нового Эрмитажа, за которой располагались бывшие конюшни и императорский манеж. С середины прошлого столетия огромное лишенное декора пространство использовалось для хранения карет, мебели и других крупных экспонатов.

После только что завершившейся реставрации и реконструкции Малый Эрмитаж стал современным выставочным комплексом с экспозиционным залом, общественной зоной, отделом упаковки-распаковки экспонатов, помещением для хранения оборудования и мастерской оперативной реставрации.

В просторном выставочном зале – бывшем Большом манеже – сохранены архитектурные детали, отреставрированы сводчатые потолки с раскрытой кирпичной кладкой. Первой в этом пространстве открылась выставка «История Эрмитажа в зеркале витрин». Никогда еще в музейной практике витрины не выступали в роли экспонатов.

Идея сделать такую выставку возникла у голландского архитектора Рема Колхаса. Редчайшее эрмитажное собрание витрин позволило замысел воплотить. Оказалось, что витрины способны создать панораму жизни музея на протяжении всей его истории. Этапы существования Эрмитажа со времен Екатерины II до начала XXI века отразились в формах, материалах, конструкциях и декоре витрин.

Самые ранние и редкие относятся ко времени Екатерины II и Александра I. Их создавали лучшие мебельщики Петербурга – Христиан Мейер и Генрих Гамбс. Выставка начинается с небольшой витринки, которая, как было принято в то время, стояла в спальне императрицы. В ней Екатерина, скорее всего, держала свои любимые камеи.

Обращают на себя внимание витрины, спроектированные Лео фон Кленце. Для Двенадцатиколонного зала он сделал гарнитур, формами и декором напоминающий древнегреческую мебель.

Отдельный блок – витрины из частных собраний, поступившие в Эрмитаж после национализаций в 1920 – 1930-е годы. В них хранились личные коллекции минералов, украшений, драгоценностей. По пышности декора, разнообразию техник исполнения и дорогих материалов они могли поспорить с тем, что в них лежало. Христиан Мейер выполнил дорожную витринку для Павла I и «минеральные ящики» для коллекций дочерей Павла Петровича.

С течением времени в облике витрин появился декоративный минимализм, сами они становились более функциональными, не отвлекали внимание посетителей от экспонатов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...