Ваятели и МАФ. Новые идеи для общественных пространств Петербурга

В зале Градостроительного совета КГА (пл. Ломоносова, 2) открылась выставка работ, поданных на открытый анонимный конкурс по созданию в центральных районах Петербурга малых архитектурных форм (МАФ). Организатором выступил КГА.

Ваятели и МАФ. Новые идеи для общественных пространств Петербурга | Проект «Похищение Европы».

Проект «Похищение Европы».

На вернисаже Лариса Каннуникова, заместитель председателя КГА, назвала первый подобный конкурс важным опытом по созданию базы данных по проектам МАФ для всего Петербурга. Для начала выбрано несколько садов в четырех центральных районах, несколько тем - «Литературный Петербург», «Традиции ленинградского авангарда» и другие. Канунникова надеется, что лучшие концепции, сочетающие художественные качества, элементы благоустройства и удобство для жителей, будут реализованы. Возможно, за пределами центра Петербурга.

Последняя оговорка представляется важной. Первое впечатление - и оно подтверждается общением с экспертами, пришедшими на открытие выставки, - очень трудно выделить удачные проекты. Можно сделать скидку на стесненность помещения, зал градовета никак не рассчитан на показ 75 проектов на больших планшетах и в моделях, которые подносили буквально до последних минут.

Но быстро создается ощущение, что авторам непременно хотелось отметиться в важных точках Петербурга. По мере знакомства с представленными проектами, несмотря на все их разнообразие, возникает ощущение: лучше бы оставить в покое тихие сады на Васильевском острове, где авторы МАФ особенно активны.

Настораживает первый же проект при входе на выставку - конструктивистская видовая башня - выставочный зал высотой 70 метров на Новосмоленской набережной. Зачем удачному архитектурному ансамблю советского времени новая высотная доминанта?

Также излишними выглядят попытки других авторов насадить на этой набережной объекты, сильно напоминающие конструктивистские фантазии Эль Лисицкого в переводе с бумаги в металл. Неуместными выглядят попытки украсить Шкиперский сад бронзовым «Полетом Шмеля», Опочининский сад - неоархаичной пирамидой из камней или, что еще несуразнее, очередным Петром Первым.

В проектах для Южной дороги видно подражание абстрактным скульптурам Генри Мура и «людям» Энтони Гормли. Либо авторы ударяются в декоративизм, как в «Памятнике корюшке» из цветного стекла.

Нужен ли «памятник» гоголевской шинели за станцией метро «Чкаловская»? Фигура «Человек рассеянный» - в сквере на улице Некрасова (бывшей Бассейной)? «Бабочка Набокова» - у ТЮЗа?

Сфинкс, сидящий на книге «Три века русской литературы», - в Таврическом саду?..

Совершенно точно не нужны «Литературные троны» в Вяземском саду, четыре скульптуры - балетные персонажи на Театральном мосту (их автору явно не дают покоя клодтовские кони) и плавающая в акватории Невы большая голова Петра I. Зачем привешивать над мемориальной доской Ивану Крылову белку из его басни?

Популярным оказался сюжет «Похищение Европы» - он предложен разными авторами для трех разных мест. Наверное, античный миф уместен для европейского города Петербурга, но над проектами еще работать и работать...

На сайте КГА вывешены проекты и запущено интернет-голосование. Мнение народа обещает учесть жюри. Оно вынесет свое решение 2 ноября.

#выставка #архитектура #проекты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6313) от 01.11.2018 под заголовком «Ваятели и МАФ».


Комментарии