Рецепт просрочен. В Петербурге испортилось лекарств на 300 миллионов рублей

В Петербурге, похоже, назревает большой скандал, связанный с лекарственным обеспечением. Его суть - на Центральной фармацевтической базе, оттуда по договоренности с комитетом по здравоохранению аптеки получают лекарства для льготных категорий граждан, городская прокуратура обнаружила более 156 тысяч единиц медикаментов с истекшим сроком годности на общую сумму свыше 300 миллионов рублей. Среди них дефицитные лекарства для больных рассеянным склерозом, онкологией и диабетом.

Рецепт просрочен. В Петербурге испортилось лекарств на 300 миллионов рублей | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Скажем сразу - надзорное ведомство заинтересовалось базой не просто так: в прокуратуру валом шли обращения от горожан, которые жаловались на то, что не могут получить льготные лекарства. Кому-то врач не выписывал рецепт, кто-то, имея в кармане заветную бумажку, не нашел препарат в аптеках. Всего, по данным городской прокуратуры, в связи с нехваткой лекарств «в Петербурге сейчас 670 таких «отсроченных» рецептов по самым разным заболеваниям».

В прокуратуре также уточнили, что большинство найденных на складе препаратов (на сумму свыше 200 миллионов рублей) были получены по линии Министерства здравоохранения России в рамках программы «Семь нозологий». Именно она «обеспечивает» медикаментами пациентов с гемофилией, муковисцидозом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом и тех, кто перенес трансплантацию органов или тканей (все такие пациенты учтены в соответствующих регистрах). Естественно, что эти лекарства очень недешевы. Например, на складе «завалялись» препараты, применяемые при лечении лейкоза, стоимостью от 25 тысяч рублей за упаковку.

Как такое могло произойти?

Отвечая на этот вопрос, чиновники выдвигают свои аргументы.

Так, по их словам, препараты в рамках программы «Семь высокозатратных нозологий», были закуплены по утвержденным в министерстве заявкам, которые составляют главные внештатные специалисты комитета по здравоохранению. Но потребность в этих лекарствах в городе, на практике, оказалась сильно преувеличенной.

Это не означает, что таких больных в Петербурге стало меньше или все они чудесным образом выздоровели. Просто, как пояснили в комздраве, у многих пациентов после применения этих лекарств были отмечены побочные эффекты. Их вызвал, например, высокодозный интерферон, который применяется для лечения рассеянного склероза (хотя, как считают эксперты, этот препарат сегодня крайне востребован).

Или «Иматинибом», который прописан онкогематологическим пациентам. Оказывается, город закупил это лекарство в дозировке 400 мг, а многим оно подходит только в дозировке 100 мг. Значит, партия (почти на 100 миллионов рублей) оказалась невостребованной.

Мертвым грузом пылились на складе и дженерики, от которых, мол, отказывались сами больные. «Оформленные рецепты на лекарственные препараты не предъявлены пациентами в пункт отпуска лекарственных препаратов и остались у них на руках», - сообщают в комитете. То есть люди предпочли за собственные деньги купить оригинал вместо дженерика. И их можно понять. Сами врачи не раз утверждали, что в некоторых случаях применение дженериков крайне нежелательно. А закупать оригинальные средства город не в состоянии. В любом тендере побеждает тот, кто дает наименьшую цену.

Своей вины в просрочке препарата для лечения онкологических больных «Ритуксимаб» чиновники тоже не видят. По их словам, заявку на это лекарство они подавали еще в 2015 году. Но, поскольку у пациентов был выбор других льготных лекарств, препарат оставался невостребованным. Комздрав даже предлагал его другим регионам. Но распихать все не удалось. Большая часть так и осталась на складе. Хорошо, что российская компания, производящая это лекарство, заменила препараты с истекшим сроком годности на новые. Но старые-то никуда не делись. Ведь возможности списать просрочку нет.

«В настоящее время отсутствует законодательная база по порядку списания лекарственных препаратов, объем препаратов с истекшим сроком годности формировался в течение длительного времени», - говорится в официальном сообщении комздрава.

Оказывается, что даже на федеральном уровне не существует закона, который бы регулировал списание невостребованного лекарства, закупленного для льготников за бюджетные средства. Равно как в контрактах на поставку нет пункта о их возврате. Поэтому их и вынуждены хранить на складах десятилетиями.

Сейчас комздрав ведет переговоры с рядом фармпроизводителей о замене препаратов с истекшим сроком годности на новые. Но далеко не все компании готовы пойти ему навстречу. Пока из всей просрочки удалось заменить только 20% лекарств.

«В декабре 2017 года с представителями ЗАО «Биокад» были проведены переговоры и достигнута договоренность о замене лекарственного препарата «Ацеллбия» с истекшим сроком годности на препарат «Ацеллбия» со сроком годности, позволяющим отпуск населению, после его наработки во II квартале 2018 года. 31 июля препараты были заменены и отпущены пациентам в соответствии с оформленными рецептами, а препараты с истекшим сроком годности хранятся в карантинной зоне», - сообщает пресс-служба комитета.

Хотя был ли смысл заменять лекарство, которое раньше, как утверждали чиновники, не было востребовано вообще?

В спешном порядке сегодня пытаются заменить и препараты для лечения гепатита С, сахарного диабета, глаукомы...

И тут тоже возникает вопрос - неужели все эти лекарства, на нехватку которых пациенты жалуются с завидной регулярностью, людям были без надобности?

Действительно, как-то нелогично все выглядит. Эксперты утверждают, что ситуация с обеспечением населения лекарственными средствами ухудшается с каждым годом. На недоступность тех или иных медикаментов люди постоянно жалуются и на «горячую линию» Росздравнадзора, обращаются в прокуратуру и суд. Общероссийский народный фронт (ОНФ) приводит такую статистику - более 70% льготников вынуждены покупать лекарства за свой счет из-за их отсутствия в аптеках. И вот среди этого тотального дефицита - тонны медикаментов оказываются ненужными. Тут впору вспомнить знаменитую фразу Станиславского: «Не верю!».

Что происходит на самом деле, прокуратуре еще предстоит выяснить. Тем более что сложившейся ситуацией заинтересовался российский президент, который назвал систему льготного лекарственного обеспечения россиян малопродуктивной и потребовал навести в этой сфере порядок.

- На десятки миллионов лежат нереализованные препараты. Почему?! Конечно, можно сказать: плохой учет. Закупили не то, что нужно. Но у меня всегда возникает на этот счет подозрение. Закупают не то, что нужно, а то, что выгоднее тем, кто занимается коммерцией, - высказал свою точку зрения президент.

В свою очередь глава Минздрава РФ Вероника Скворцова отметила, что необходимо в ближайшее время внести в законодательство два изменения, касающихся и единого регистра льготополучателей, и единого перечня жизненно важных препаратов для обеспечения ими нуждающихся.

Эксперты уверены, что избежать просрочки поможет система маркировки лекарств, которая отслеживает путь каждой упаковки от конвейера до пациента.

И напоследок. Каждый год на обеспечение граждан льготными лекарствами федеральные и региональные бюджеты тратят миллионы и миллиарды рублей. И этих денег все равно на всех не хватает. Думаю, что у всех на слуху случай, когда в Саратовской области 28-летняя женщина умерла после того, как врачи поликлиники в течение пяти месяцев не выписывали ей льготные лекарства.

Да и петербургские пациенты с проблемой получения таких препаратов сталкиваются с завидным постоянством. Сколько порогов некоторым из них приходится обить, прежде чем получить то, им гарантировано законом. И, что самое печальное, у тех, кто ответственен за здоровье людей, всегда находятся оправдания. Мол, и тендер поздно объявили, и поставщик подвел со сроками, и кто-то где-то кого-то из пациентов недосчитался...

Вот и в последнем случае виноваты не люди, а обстоятельства. Только кто вернет миллионы бюджетных денег, которые потрачены впустую?

#лекарства #медицина #льготы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6329) от 26.11.2018 под заголовком «Ваш рецепт просрочен».


Комментарии