Варягам путь заказан. Власти готовят новый инструмент развития арктических регионов
Северяне с нетерпением ждут, что в ближайшее время федеральная власть утвердит, как заявлено, новый инструмент комплексного развития арктических территорий. Изменить сразу уклад сотен тысяч людей, проживающих там издавна, конечно, не получится. Но, когда мастер-планы 16 агломераций девяти регионов Арктической зоны РФ будут приняты, перемены не заставят себя ждать. Работа над этими судьбоносными для края документами длилась более полутора лет. А не так давно, собравшись в Петербурге на арктическом форуме, специалисты внесли предложения, позволившие их заметно улучшить.

ФОТО Ken Mathiasen on Unsplash
Споры о том, как осваивать эти богатые ресурсами земли, не затихали среди ученых и практиков лет тридцать, не меньше. Даже если их позиции были основаны на трезвых расчетах, эмоции в этой полемике нередко перехлестывали. Ведь разговор шел о судьбах многих людей. Одни говорили: некоторые поселки, деревушки, портовые поселения на Севере в нынешних экономических условиях обречены, пусть исчезают. А если придут инвесторы, строить там и эксплуатировать новые объекты они смогут вахтовым методом. Другие возражали: никакой временщик не будет хозяйствовать в гармонии с природой. Варяги поработают, оставят после себя исковерканные гусеницами, заваленные ржавыми бочками земли и уйдут, получив прибыль.
Вроде бы нужно закрепить там людей, чтобы не пустовали территории, простирающиеся на тысячи километров. Но как это сделать, взяв за основу чисто рыночный подход, все терялись в догадках. А жизнь шла своим чередом. Города и поселки в Заполярье, где производство свернулось, тихо угасали. Северяне покидали обжитые места, особенно молодые, не видевшие там перспектив. Отток населения нарастал.
Однако в последние годы этот процесс явно замедлился. Возродилась госпрограмма северного завоза. То есть планомерного обеспечения северян жизненно важными товарами морским путем. Русская Арктика стала крупнейшей в мире особой экономической зоной с налоговыми преференциями, и туда потекли инвестиции. Реализуя масштабные проекты, крупный бизнес принялся строить дороги и промбазы, обновлять портовые мощности.

Но точечные перемены не могли преобразить весь северный край — от Мурманска до Чукотки. Схожие процессы между тем проходили на Дальнем Востоке, где тоже наблюдалась убыль населения. Чтобы отток приостановить и стимулировать переезд туда жителей дальних регионов (в том числе обеспечив им бесплатный «дальневосточный гектар»), Минвостокразвития РФ запустило механизм ускоренного развития этой большой территории.
Обкатав его, власть решила пересадить ростки успеха на арктическую почву. Одним из таких инструментов стали мастер-планы. Это концептуальные документы, создаваемые на основе долгосрочного стратегического планирования, которые носят комплексный характер. То есть учитывают градостроительные, социальные, экологические и прочие аспекты.
Передать такой опыт имело смысл. Эти части страны схожи необозримыми просторами и проблематикой. Но есть и различия, а главное — осуществлять подобные начинания в Арктике на фоне геополитических сдвигов приходилось в другой обстановке. Рассчитывать, что эту работу удастся выполнить за счет бюджетных средств, не приходится. Две трети от всего объема финансирования, по расчетам, на сей раз должны составить внебюджетные источники.
Но задача эта выполнима, считает Алексей Веллер, депутат Госдумы, член Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. На его взгляд, нужно использовать схему государственно-частного партнерства, привлекать федеральные институты развития и увязывать мастер-планы с программой нацпроектов. То есть объединить возможности регионов и федеральных структур.
В то же время содержать на Севере поселения, даже малые, обеспечивая их теплом, водой и электроэнергией, намного дороже, чем на большой земле. Себестоимость строительства в Заполярье значительно выше, а сооружать объекты в условиях вечной мерзлоты сложнее. Еще и поэтому там тяжелее было подбирать опорные пункты для мастер-классов, изо всех сил пытаясь сблизить экономическую целесообразность и социальную справедливость.
После тщательного анализа были выделены 16 крупных агломераций, куда вошли 26 арктических городов и поселков (70 % населения края). На северо-западе Арктической зоны по одному из них выделены в Карелии, Поморье и Ненецком округе, еще три — в Мурманской области. Федеральные чиновники вели работу по составлению мастер-планов для этих опорных пунктов с каждым регионом отдельно. И старались узнавать мнение их жителей.
В ходе опросов северяне расставили приоритеты единодушно. Это бездорожье и слабая транспортная инфраструктура, большая доля ветхого жилья и нехватка спортивных объектов, дефицит врачей и др. Острый кадровый голод, одна из главных бед жителей края, бросается в глаза, пожалуй, больше всего.
Как удержать людей, готовых покинуть родные места? Красноярцы приняли региональный закон о «полярках». Они решили давать молодым врачам, педагогам и в целом бюджетникам, приехавшим в Заполярье, надбавку к зарплате с первого дня их работы, а не через несколько лет. Это один из путей решения проблемы, но есть и другие, подчеркивает Михаил Кузнецов директор ФАНУ «Востокгосплан».
Учитывая большую стоимость в этом крае нового жилья, приехавшим туда специалистам нужно сдавать квартиры в аренду, убеждены эксперты. Сформировать там рынок арендного жилья они предложили на одной из сессий международного форума «Арктика: настоящее и будущее-2024».
Какие еще инициативы прозвучали на этой встрече? Нужно готовить кадры и для выполнения арктических мастер-планов. Причем чтобы эти знатоки все время поддерживали обратную связь с жителями агломераций.
Подрядчиков, умеющих качественно строить на Севере, предложено поощрять путем преференций. А чтобы бизнес вкладывал средства в сооружение инфраструктуры опорных пунктов, нужно предоставлять ему налоговые вычеты в пределах этих сумм.
Некоторые из этих идей, надо полагать, будут взяты на вооружение. На основе документов, которые вот-вот будут приняты, создается долгосрочная программа развития 16 агломераций. А мастер-планы намечается выполнять, используя цифровую платформу «Центр управления проектами». Она будет интегрирована с другими государственными информационными системами и позволит контролировать ход работы, корректируя финансовые и другие параметры. Но, что примечательно, отшлифовав в Арктике этот инструмент, власть планирует тиражировать полученный опыт на другие территории страны, пояснила в своих выступлениях Эльвира Нургалиева, заместитель главы Минвостокразвития РФ.
Читайте также:
На станции «Восток» петербуржцы-полярники запустили новое метеорологическое оборудование
Форпост на Южном полюсе. Петербургские полярники переехали в новый зимовочный комплекс
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7864) от 11.03.2025 под заголовком «Варягам путь заказан».
Комментарии