Вакансии несут еду. Сервисы по доставке продуктов предлагают сотни рабочих мест
Сервисы по доставке продуктов на дом предлагают сотни новых рабочих мест. В небывалом росте спроса на такую услугу я убедился на днях, попытавшись заказать доставку продуктов из супермаркета. Оказалось, что привезти их оттуда мне могут только через три дня. Причина проста: количество заказов настолько велико, что специализированные компании физически не успевают собрать и доставить заказы так быстро, как нам того хотелось бы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Множество различных компаний везут товары и продукты на дом. В те редкие моменты, когда сейчас выходишь в город, порой складывается впечатление, что в нем живут и работают одни курьеры. Пешком и на роликах. На самокатах, велосипедах и автомобилях. В красных, желтых и зеленых накидках, с большими ящиками для еды они стоят в ожидании заказов в очереди у фастфудов, торгующих навынос, снуют у гипермаркетов...
«На нас обрушился огромный поток заказов: если сравнивать количество запросов на доставку сейчас и месяц назад, то по разным регионам страны оно увеличилось от 8 до 20 раз, - говорит сооснователь одного из сервисов доставки продуктов Григорий Кунис. - Мы ежемесячно росли на 20%, и персонала нам всегда хватало, но в последнее время его численность выросла у нас в 2,5 раза. Сейчас, чтобы удовлетворить спрос, надо выводить в неделю 500 - 700 человек».
И перспективы трудоустройства в этой компании, как и в других сходных по профилю, благоприятные: по словам Куниса, если сейчас в компании работают около полутора тысяч курьеров и закупщиков, до конца апреля количество сотрудников вырастет еще более чем вдвое - до 3,2 тысячи человек. Причем во многих случаях это произойдет за счет «заемного» персонала - сегодня доставщики активно берут на службу работников из тех отраслей, которые попали под каток вируса.
Примерно такими же темпами растет и один из крупных федеральных интернет-магазинов: всего за две недели в целом по России компания смогла трудоустроить 3 тысячи человек. И набранных темпов снижать не собирается: в настоящее время в компании открыто около 2,6 тысячи новых вакансий в 340 населенных пунктах России. А пример лидеров оказался заразительным. В частности, одна компания, которая ранее занималась реализацией туров, теперь решила запустить сервис доставки еды. «Мы хотим составить конкуренцию нашим соперникам», - сказал, в частности, коммерческий директор предприятия Евгений Данилович. По его мнению, «раскрутке» может способствовать то, что компания обладает довольно большой сетью франчайзинговых агентств, ранее активно сотрудничавших с ней на туристическом рынке.
Сервисы по доставке предлагают сегодня соискателям как постоянные, так и временные вакансии. Должности курьеров, специалистов контакт-центров, сборщиков заказов и даже айтишников. Причем, по словам Григория Куниса, в нынешних условиях время «ввода в строй» новичков сокращено до необходимого минимума. «Если раньше каждого закупщика мы учили пять дней, то сейчас позволить этого не можем», - говорит специалист. Однако это вовсе не означает ухудшения качества подготовки персонала - сама система его обучения изменилась. Закупщики со стажем теперь собирают более сложные заказы и общаются с клиентом, тогда как начинающим доверяют работу попроще.
Но берут в доставку сейчас не всех подряд. Ведь происходящее в экономике больнее всего ударило по отраслям, в которых были заняты множество молодых людей. Туризм. Рестораны. Гостиницы... По данным hh.ru, в марте нынешнего года уровень конкуренции на рынке труда в Петербурге заметно вырос: на каждую вакансию приходится уже более 10 резюме (нормой считается 5 - 6), а в целом ряде профессиональных областей - в полтора-два раза больше.
«Особенно высок показатель среди студентов и начинающих специалистов, - отмечает представитель «HeadHunter Северо-Запад» Ирина Жильникова. - Их занятость страдает в первую очередь». Мнение вполне объективно: треть соискателей сейчас - люди в возрасте до 25 лет.
Наличие большого объема новых вакансий в сфере доставки не означает отсутствия конкуренции за свободные рабочие места. Так, на место комплектовщика или упаковщика в Петербурге сейчас претендуют почти 12 человек. За должность курьера борются 10. А каждую вакансию водителя хотят занять почти 15 соискателей... Однако «овчинка» того все же стоит: средние зарплаты всех этих, а также других востребованных специалистов по сравнению с прошлым годом выросли. В частности, средняя предлагаемая в вакансиях водителя оплата труда в настоящее время в нашем городе составляет 54 тыс. рублей в месяц (в 2019-м - 50 тысяч). Курьеру сулят 49,5 тысячи (год назад - 40). А комплектовщику заказов - 35 тысяч (32,5 тыс.). «Сейчас зарплата представителей рядового низового персонала может быть выше, чем у специалиста с лучшим образованием и компетенциями», - сказала эксперт рынка труда Наталья Данина.
«Еще недавно я работал официантом в ресторане и, если бы не кризис, вряд ли пошел бы в сферу доставки, - признался мне курьер, привезший сегодня утром продукты. - Труд физически и психологически тяжелый - порой приходится таскать заказы весом в десятки килограммов, а осознание того, что ты не до конца защищен, сверлит мозг. Но сейчас лучше иметь такую работу, чем остаться без заработка вообще».
Что будут делать доставщики с «лишним» персоналом тогда, когда спрос на этот сервис упадет? Григорий Кунис считает, что «часть персонала вернем обратно в компании, откуда его получили». «Но значительная часть людей наверняка останутся у нас», - уверен он. Скорее всего, так оно и будет: мир занятости тоже меняется в соответствии с ситуацией.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6661) от 15.04.2020 под заголовком «Вакансии несут еду».
Комментарии