Вагон инноваций

Возможно, сам по себе факт выхода на маршрут трех новых трамваев, даже приуроченный к 135-летию этого вида транспорта, для города с пятимиллионным населением и не событие. Но дело не в количестве, а в качествах приобретенных Петербургом на бюджетные средства суперсовременных «Витязей», отправившихся на днях по маршруту # 100. Выработавший свой ресурс более чем наполовину трамвайный парк северной столицы требует срочного обновления. Какие трамваи побегут по петербургским улицам завтра? Для этого нужно как минимум понять, что из имеющегося сегодня на рынке более всего подходит нашему городу.

Вагон инноваций  | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Самый старый трамвай, доныне бегающий по петербургским рельсам, 1988 года рождения. Половину городского парка составляют машины, выпущенные в 90-х годах прошлого века. Почти все они произведены почившим в 2013 году Петербургским трамвайно-механическим заводом (до 1993-го – Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта). В распоряжении «Горэлектротранса» есть также три вагона от минского «Белкоммунмаша», три от Усть-Катавского вагоностроительного завода и один от «Уралтрансмаша». Теперь перечень «иногородних» пополнили три красавца-»Витязя», разработанные московской производственной компанией «Транспортные системы» и произведенные на Тверском вагоностроительном заводе.

– Было бы неправильно говорить, что этот трамвай сделан в Москве или Твери, – уточняет генеральный директор «ПК «Транспортные системы» Сергей Афанасьев. – Да, на производственной площадке тверского завода мы собираем и тележки, и вагоны. Но при этом у нас огромное число поставщиков комплектующих – из Красноярска, Челябинска, Ижевска, Петербурга, других регионов страны... С уверенностью можно сказать, что «Витязь» – российский трамвай. Он разработан в России, и 85% комплектующих машины – отечественного производства. И еще можно утверждать: это уникальный, лучший в мире трамвай. Аналогов ему, поверьте, не существует.

Главное отличие этого «вагона инноваций» – стопроцентно низкий пол. Все знают: чтобы войти в обычный трамвай, нужно шагнуть на стандартную подножку (36 см от уровня рельса), а затем подняться еще на две высокие ступени. Здесь же никаких ступеней в принципе нет – весь пол на 36-сантиметровом уровне. За счет устранения перепадов высоты 27-метровый «Витязь» с двумя сочленениями-«гармошками» заметно вместительнее своих предшественников. Вместо обычных для вагонов такой длины и ширины 40 – 44 сидячих мест их здесь 54, да и проходы не в пример просторнее (максимальная вместимость – более 300 пассажиров). У машины очень широкие входы, в которые легко загрузиться с детской коляской, велосипедом или объемными сумками. Все двери оборудованы адресной системой открытия: пассажир, планирующий войти или выйти, нажимает сенсорную кнопку, после чего водитель дает на это «добро». Есть также кнопка вызова водителя, который опустит аппарель для въезда инвалидной коляски. Восемь видеокамер – внутри и по периметру. Двойной климат-контроль, тепловые завесы на дверях, асинхронные приводы, рекуперация (при торможении высвобождающуюся энергию вагон передает в сеть, и следующий за ним вагон эту энергию потребляет), новая система управления, электроника... В результате энергоэффективность «Витязя» по сравнению, например, с распространенной в России «Татрой» или ее аналогами вдвое выше. По техническому заданию «Горэлектротранса» трамвай оборудован не только ГЛОНАСС, но и системой «Говорящий город», экранами, связью с МЧС и Wi-Fi...

На вопрос, что, по его мнению, делает новый трамвай лучшим – букет инноваций, собранных «в одном флаконе», или отдельная уникальность, придуманная специально для «Витязя», глава компании-разработчика ответил:

– И то и другое. Но основное преимущество, конечно, дает принципиально новая трамвайная тележка. Двигатели размещены поперек хода вагона, у них, несмотря на приличную мощность – 72 кВт, революционно малая высота – 25 см (отсюда – стопроцентная низкопольность). Эти двигатели по нашему заданию разработала австрийская компания, а производит псковский завод «Электромаш». Все три тележки вагона эластичные (передняя и задняя – поворотные), благодаря этому уменьшается воздействие на рельсы. Вся конструкция позволяет проходить повороты без скрипа и грохота.

Действительно, ехать в «Витязе» одно удовольствие: ни дребезжания, ни тряски, да и двигателей почти не слышно. Ощущение, будто на рельсы набросили толстую ковровую дорожку, а мотор укутали в мягкое одеяло...

Пока таких «уникумов» произведено четыре – один, принадлежащий «Транспортным системам», сейчас обкатывается в Москве, три приобретены Петербургом (еще несколько подобных «низкопольников» бегают по Твери, но это машины попроще – одинарные 16-метровые вагоны). Еще четыре «Витязя» придут к нам в 2016-м, три – в 2017 году. Всего же в рамках госконтракта компания должна поставить в северную столицу десять таких машин.

Все десять «Витязей» будут работать на маршруте # 100 – одном из самых пассажироемких в городе. Он связывает железнодорожную станцию «Ручьи» и Придорожную аллею, проходя мимо двух станций метро, так что час пик здесь с утра до ночи. За месяц «соточка» перевозит около 800 тысяч человек. Но и возможности для ускорения движения трамваев здесь прекрасные, ведь пути проложены по выделенной линии, не совпадающей с потоком автотранспорта. К тому же линия была капитально отремонтирована в 2007 году.

Сейчас по сотому маршруту бегают 30 вагонов (тоже довольно скоростные – с асинхронными двигателями).

– Прежде чем выпустить «Витязи» на службу, их обкатали в опытном режиме по всем маршрутам, и нигде они не получили нареканий, – говорит главный специалист службы подвижного состава «Горэлектротранса» Артем Михайлов.

Водитель Александр Ермаков участвовал в обкатке «Витязей». Прежде ездил на 8-летней «пчелке» (так транспортники называют ленинградский трамвай «ЛМ 99»). Об отличиях высказывается коротко: день и ночь.

– Во-первых, здесь очень мягкое и легкое управление, – поясняет водитель. – Обзорность прекрасная. Любая неисправность тут же высветится на дисплее, гадать и прислушиваться не нужно. Вместимость замечательная. Посадка-высадка пассажиров занимает вдвое меньше времени, чем на старом трамвае.

По словам Артема Михайлова, со временем «Горэлектротранс» планирует полностью укомплектовать такими вагонами 100-й маршрут и благодаря этому улучшить качество, скорость и увеличить пассажиропоток в несколько раз.

Такое желание естественно. Ведь, оставаясь на маршруте в меньшинстве, три или даже десять «витязей прекрасных» погоды не сделают. И даже 1,5-километровый автономный ход, позволяющий трамваю при отключении электропитания преодолевать обесточенные участки пути, перестанет быть преимуществом – ведь инновационный вагон в этом случае уткнется в «затылок» вагону обычному...


КСТАТИ

Из 780 действующих в Петербурге трамваев 456 (58,5% парка) уже полностью выработали свой ресурс.
Чтобы кардинально изменить ситуацию, нужно менять примерно по сотне вагонов в год.
В 2015 году «Горэлектротранс» закупает за свой счет 14 одиночных трамвайных вагонов, еще три – за бюджетные средства, запланированы два тендера на приобретение четырех одиночных вагонов на основе софинансирования. Итого – 21.
В 2011 году в Петербург не было поставлено ни одного трамвая, в другие годы приобретали по семь – девять...

В 1988 году длина трамвайных путей в Ленинграде достигла 1022 км — сеть была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая в мире. Протяженность трамвайных линий Петербурга сегодня — 440 км (четвертое место в мире).



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.