В школу с радостью

23 декабря средняя общеобразовательная школа №574 в Рыбацком отметила свой 25-й день рождения. Праздник прошел без лишнего пафоса, но назвать эту школу обычной нельзя: в ней с размахом готовят к жизни маленьких людей.

В школу с радостью | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Зал, щедро украшенный шариками, нарядные первоклашки и стихи про школу со сцены – только вершина айсберга. Настоящие дела делаются руками Марины Александровны Волковой. По должности она директор школы, по жизни – радушная хозяйка этого уютного, шумного и теплого дома, а с этого года еще и лучший руководитель государственного учреждения Санкт-Петербурга в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

После праздничного концерта Марина Александровна проводит экскурсию для гостей юбилея – можно заглянуть в каждый кабинет, расспросить о фотографиях на стенах и познакомиться с учителями. Директор не стесняется говорить о проблемах и без ложной скромности рассказывает об успехах.

– Отдельная гордость: восемь преподавателей, не считая педагогов дополнительного образования, мужчины. Это уникальная ситуация – 25%. Кстати, молодежи больше, чем пенсионеров.

Школа-574фото-на-сайт2.jpg– Как же удается их заполучить?

– Исключительно личным обаянием, – шутит директор. – Вот, например, учитель экономики Иван Розов. 22 года было парню, когда он к нам пришел. Окончил факультет социологии Большого университета, потом магистратуру, недавно стал завучем.

Иван Игоревич в 574-й уже восемь лет: преподаванию в Высшей школе менеджмента предпочел работу в школе и нисколько не жалеет. Говорит, повезло с руководством – все начинания молодого педагога поддерживает администрация.

– Четыре года назад мы выиграли пятимиллионный грант комитета по образованию на модернизацию школы. В частности, купили систему видеоконференцсвязи, – Марина Александровна продолжает экскурсию. – Техники в школе море! Вы не представляете, сколько усилий надо приложить, чтобы учителя ее осваивали.

Школьные кабинеты не похожи друг на друга – класс китайского языка украшают драконьи головы, которые учитель рисования сделал вместе с детьми:

– Кроме обязательного английского дети могут изучать китайский, итальянский и финский. Причем китайский очень популярен, многие учат его с первого класса.

Коридоры принарядили к Новому году, но в них и без елочек есть на что посмотреть. Например, на стеллаж, уставленный кубками, – это школьный спортивный клуб постарался. Или на затейливые цветочные композиции, которые ребята делают вместе с родителями. Есть и другие традиции: ежегодная бизнес-игра, два китайских праздника, которые отмечают всей школой, и конкурс «Две звезды» (дети выступают дуэтом с учителями).

– Посмотрите, все улыбаются. У меня такие классные люди работают!

– Откуда вы их берете?

– Подобное к подобному, – отшучивается директор. – На самом деле коллектив сложился далеко не сразу.

Тем не менее есть уважаемые старожилы – Ирина Юрьевна Будинская по образованию инженер, но в 1990-е потеряла работу и стала преподавать математику в школе. В 574-й работает 15 лет:

– Нисколько не жалею, что жизнь так сложилась. Правда, пришлось переучиваться, повышать квалификацию и получать педагогическое образование.

– Юбилей школы – праздник для вас?

– Конечно, праздник! Юность прошла, школа входит в зрелость. Тем более, за эти годы многое изменилось к лучшему.

В одном из коридоров обнаруживаются аккуратные оранжевые ящички для вещей учеников:

– О, это моя давняя мечта, – объясняет Марина Александровна. – В начальной школе у детей есть свой кабинет, в средней и старшей – нет. Но им тоже нужно личное пространство. Куда девочке прятать записку, которую ей написал влюбленный мальчик? Они же все время в коллективе, в движении.

Детский сад на четыре группы развернулся в боковом крыле – может принять сто малышей с трех лет:

– Когда у нас было мало детей, в Рыбацком остро не хватало детских садов. И в нашей школе его открыли. Я учитель старших классов, как общаться с маленькими не знаю. Когда вот эти раковинки установили, – Марина Александровна указывает на миниатюрную детскую сантехнику, – я заплакала. Мне говорят: «Да все будет хорошо». Ну как же хорошо! К ним непонятно как подходить… Но действительно хорошо, справляемся. Да и это такая отдушина – если зарываюсь в бумагах, прихожу сюда.

Детский сад вынянчили своими руками – если, например, группа называется «Жемчужинки», то занавески в ней сиреневого цвета и украшены бусинами. Марина Александровна не сомневается, что во «втором доме» все должно быть не хуже, чем в первом. Поэтому никаких жалюзи и только теплые цвета в интерьере.

– Еще дружим с Федерацией космонавтики, есть и космический проект. Дети с 5-го по 8-й класс придумывают себе планету, делятся на команды, а потом группа биологов выращивает растение, группа техников конструирует робота, географы рисуют карты. Дело в том, что дети с пятого по восьмой класс не хотят учиться, они не мотивированны: в начальной школе слушаются родителей, в старших классах готовятся к экзаменам, а среднее звено не понимает – зачем. Пытаемся объяснить через практическую ориентированность: вот попробуй вырастить растение. Любое: хочешь – орхидею, хочешь – пшеницу, только попробуй. И возникает потребность получить дополнительную информацию. Кроме того, дети работают в команде. Если географы придумали, что вся планета покрыта водой, то биологи должны выращивать водоросли – придется договариваться.

Школа-574фото-на-сайт3.jpgОбо всех проектах, кружках и традициях рассказать невозможно – их слишком много. Чего только стоит участие в «Школьной лиге РОСНАНО» или экспериментальные площадки – в этих стенах таких сразу три:

– Экспериментальная площадка – наша инновационная работа. Начинали с бизнес-образования. Нельзя ведь, чтобы выпускник не знал, что делать после школы. У него должен быть инструмент. Программа «Бизнес-образование» - это попытка дать ему этот инструмент. Учим, как писать бизнес-план, вывозим на предприятия, где идет реальное производство. Конечно, ни один бизнесмен на встречу вприпрыжку не побежит. Но уговорить – наша работа. И со многими получается! Предприниматели встречают детей с горящими глазами, рассказывают, как выживали в трудные времена, показывают производство. Дети выходят оттуда и говорят: «Как круто! Все поменяю в своей жизни, буду физику учить!». Они думать начинают по-другому.

Еще одна площадка называется «Межкультурная коммуникация» и основывается на партнерских соглашениях с китайцами, итальянцами и финнами. Каждый год старшеклассники ездят за границу по программам школьного обмена и сами встречают зарубежных гостей. Причем не только ровесников – в 574-ю приезжают студенты-волонтеры со всего мира. Они рассказывают о своей культуре, а у ребят появляется возможность поговорить с носителями языка.

– Третья программа – разработка индивидуального маршрута учащегося, – продолжает директор. – Дети все разные, и для каждого должны быть предоставлены возможности. Их можно брать, а можно и не брать. Но моя задача сделать так, чтобы образовательных возможностей в школе было как можно больше, чтобы нашлось занятие действительно для каждого. Сейчас у нас 64 бесплатных кружка и факультативы (углубленное изучение предметов). Проект «Встречи с интересными людьми»: приглашаем молодых людей с горящими глазами, чтобы дети понимали, что деньги и успех не синонимы. К тому же в школе есть общеобразовательные, технические и гуманитарные классы.

Совсем недавно 574-я школа была ничем не примечательным учебным заведением на грани закрытия:

– Если ты попал на свой путь, значит, живешь не зря. И совершенно не важно, за каким столом при этом сидишь. Восемь лет назад я взяла одну из самых слабых школ в районе. В свой первый год с трудом набрала один первый класс. В этом году было подано 197 заявлений, а набрать можно только 75 первоклассников. Взяли больше.

С самого начала я понимала, чего хочу. Во-первых, в школе должно быть тепло и уютно. Не всегда дети получают все, что нужно, дома. Бывает, ругаю девочку за внешний вид, а когда приходит ее мама, хочется пойти и извиниться перед девочкой. Потому что на осине не растут апельсины. Но где-то же она должна услышать о том, что красиво, а что нет? Должно быть такое место, где согреют и услышат.

Во-вторых, школа обязана давать возможности. Дети встречаются очень талантливые, им нужно помогать. Родителям часто некогда: отдали ребенка в школу, и воспитывайте. Я, конечно, могу сказать, что воспитывать не только наша работа, мы в первую очередь учить должны, но детям-то лучше от этого не станет.

В-третьих, школа должна давать то, что не дают другие. Все время думаю, чего не хватает. Ребята выходят из школы и несут в мир то, что было здесь заложено. Значит, очень важно, чтобы они доверяли людям, верили в себя, улыбались миру. Почему в моей школе улыбаются люди? Да потому, что я улыбаюсь!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5370) от 26.12.2014.


Комментарии