В сапогах и со щитом

У строителей метро все в кольцах: если не рука, то тоннель уж обязательно. И колец этих предостаточно, на любого рабочего приходится по нескольку 60-тонных бетонных громадин. В тот день, когда корреспонденты «СПб ведомостей» побывали в тоннеле, на пути к станциям «Новокрестовская» и «Приморская» устанавливали 506-е кольцо. А хотелось бы – чтобы тысячное. Темпы проходки заметно отстают от плановых.

В сапогах и со щитом | Проходческий щит метростроевцы сравнивают с космическим кораблем. ФОТО Александра ДРОЗДОВА   

Проходческий щит метростроевцы сравнивают с космическим кораблем. ФОТО Александра ДРОЗДОВА  

Ширина бетонного кольца, опоясывающего тоннель, – 1,8 метра. Легко посчитать: к началу этой недели проходчики со щитом «Надежда» прошли 910,8 метра. Между тем общая длина тоннеля – от Туристской улицы до подземной стыковки у станции «Приморская» – 5 километров 200 метров, или 2890 колец.

При этом задача ставится, чтобы пробивка тоннеля была завершена уже в марте 2017 года. Ведь для того чтобы к чемпионату мира по футболу-2018 ввести в строй станции «Беговая», с выходом на улицу Савушкина, и «Новокрестовская», которая возводится в двухстах метрах от новой футбольной арены, нужно не только проложить подземный ход, но и обустроить его: начинить всеми коммуникациями, оборудовать вентиляционными системами, освещением, наконец, проложить рельсовые пути.

– Темпы проходки в апреле снизились более чем вдвое, причина – тяжелые грунты. Сначала шли валуны, теперь мы черпаем воду, это ад, – рассказал на заседании городского штаба по строительству метро, которое прошло во вторник, генеральный директор «Метростроя» Вадим Александров. – Мы надеемся на улучшение условий проходки, но пока этого не происходит.

Наше посещение стартовой площадки на Туристской улице тоже началось с выяснения, какой же грунт вывозят из тоннеля. Огромный прямоугольный чан глубиной несколько метров наполнен жижей. К нему подходит самосвал вместимостью около 40 тонн, экскаватор ковшом начинает наполнять его кузов жижей из чана. Вывозка грунта – еще одна проблема метростроителей: нужно рассчитать, чтобы на ось самосвала приходилось не более 12 тонн веса, иначе последуют штрафы и дополнительные расходы. И потому некоторые машины уходят заполненными лишь наполовину.

– А путь неблизкий, – сетует шофер, – везем грунт в карьер за 60 километров от города, после выгрузки надо отмывать кузов от этой грязи. Иногда удается сделать лишь один рейс за смену.

Самосвал с грунтом проходит через весы, фиксируется, сколько он увез груза, и после обязательной мойки колес машина покидает стройплощадку.

У нас же путь другой – спускаемся в недра земли. Это условно говоря. Тоннель в сторону «Беговой» и «Новокрестовской» залегает не столь глубоко – всего в 12 – 13 метрах от поверхности. Обе эти станции «мелкого заложения».

Недра выглядят совсем не так плохо: яркий свет, достаточно свежий воздух, чистые стенки тоннеля.

– Иначе и быть не может: работаем в строгом соответствии с санитарными нормами труда. Смена у нас 12 часов, и рабочие должны чувствовать себя достаточно комфортно, – поясняет заместитель руководителя проекта Роман Усс.

Подземное пространство стартовой площадки представляет собой две шахты, соединенные подземной галереей. Именно сюда опускали узлы мощной землеройной машины – проходческого щита «Надежда», способного пробить под землей двухпутный тоннель диаметром 10,6 метра. Здесь на стартовой площадке машину собрали, и она начала резать грунт.

Машина вгрызается круглым щитом в грунт, дробит его режущим инструментом. С помощью инжектора земля, камни и вода отсасываются на ленту конвейера. Лента шириной около метра с профилем в виде желобка. Это позволяет переправлять по ней не только сухую почву, которой в наших грунтах практически не бывает, но и жидкие составляющие. Небольшая часть жижи с конвейера все же выплескивается, поэтому без резиновых сапог строителям и нам, посетителям, не обойтись.

Как только щит проходит около двух метров, его останавливают, и проходчики монтируют тоннельное бетонное кольцо. Оно состоит из шести частей – тюбингов, каждый почти 10 тонн весом, плюс замковая часть. При стандартных условиях проходки на пробивку двух метров тоннеля уходит около полутора часов, еще час – на монтаж кольца. Получается, что при круглосуточной работе можно установить до 10 колец. В нынешних условиях удается лишь от 2 до 5, и отставание от плановых темпов проходки с каждым днем нарастает. На этой неделе в Смольном издали распоряжение: проектировщикам и ученым выработать предложения по выходу щита на необходимую скорость проходки – 7 – 10 колец ежесуточно.

Поскольку сроки постройки двух станций – объектов, крайне необходимых для проведения ЧМ-2018, изначально были чрезвычайно сжатыми, метростроевцы впервые применили новую технологию работ.

Раньше все операции проводили поочередно: сначала пробивали тоннель, затем бетонировали его основание, потом прокладывали пути и обустраивали коммуникации. Здесь такой роскоши уже не позволяется, все делают одновременно.

Как уже сказано, проходчики продвинулись в пробивке подземного хода пока лишь на расстояние менее километра. Между тем на значительной его части основание уже забетонировано. Более того, вместе с проходчиками и бетонщиками в тоннеле работают путейцы.

Первые рельсы нового участка метро в продолжении Невско-Василеостровской линии уже появились. Сооружен стенд для сборки пути. Здесь 25-метровые рельсы будут сваривать в так называемую рельсовую плеть, ее длина 100 метров. После того как рельсы сварят, их потянут в сторону сначала станции «Беговой», затем к «Новокрестовской» и «Приморской».

– На стенде сейчас работает бригада десять человек – проходчики, путейцы, – рассказывает горный мастер Юрий Пахалов. – Первые рельсовые плети уложим сразу после майских праздников.

...Прошагав 900 метров, доходим непосредственно до проходческого щита «Надежда». Иногда метростроевцы называют его «наш космический корабль», хоть и подземный. Действительно, сооружение внушительное – длиной 65 метров. Здесь есть свой пульт управления со множеством приборов, шнековый транспортер для выдачи грунта на ленту конвейера. Даже кессонная камера для выхода ремонтников в зону высокого давления грунта перед щитом есть.

– До станции «Беговая» нам осталось установить чуть более ста колец, – говорит Роман Усс. – Убежден, достигнем ее в течение месяца. А это уже новая точка отсчета. Там щит пройдет профилактический ремонт и двинется дальше – к «Новокрестовской». Ситуация с грунтами пока тяжелая. Но мы справимся. В 2018 году болельщики поедут на новый стадион на метро.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5692) от 28.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.