Главная городская газета

В сапогах и со щитом

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

На южном берегу: для петербуржцев благоустроили пляжную территорию

Несколько лет назад этот берег если не ужасал, то наводил на грустные мысли. ЧМ-2018 видоизменил как территорию, так и историю этого места. Подробно исследуем, как оно стало одной из лучших зон отдыха для петербуржцев. Читать полностью

Жилая застройка уничтожит привычную наб. Лейтенанта Шмидта

Над набережной Лейтенанта Шмидта поднялся лес подъемных кранов - здесь застраивают жильем территорию сталепрокатного завода. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 25 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Электродепо «Южное» достроили...
Смольный «завяжет» зеленый пояс...
Два по сто!..
И другие новости. Читать полностью

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью
В сапогах и со щитом | Проходческий щит метростроевцы сравнивают с космическим кораблем. ФОТО Александра ДРОЗДОВА   

Проходческий щит метростроевцы сравнивают с космическим кораблем. ФОТО Александра ДРОЗДОВА  

У строителей метро все в кольцах: если не рука, то тоннель уж обязательно. И колец этих предостаточно, на любого рабочего приходится по нескольку 60-тонных бетонных громадин. В тот день, когда корреспонденты «СПб ведомостей» побывали в тоннеле, на пути к станциям «Новокрестовская» и «Приморская» устанавливали 506-е кольцо. А хотелось бы – чтобы тысячное. Темпы проходки заметно отстают от плановых.

Ширина бетонного кольца, опоясывающего тоннель, – 1,8 метра. Легко посчитать: к началу этой недели проходчики со щитом «Надежда» прошли 910,8 метра. Между тем общая длина тоннеля – от Туристской улицы до подземной стыковки у станции «Приморская» – 5 километров 200 метров, или 2890 колец.

При этом задача ставится, чтобы пробивка тоннеля была завершена уже в марте 2017 года. Ведь для того чтобы к чемпионату мира по футболу-2018 ввести в строй станции «Беговая», с выходом на улицу Савушкина, и «Новокрестовская», которая возводится в двухстах метрах от новой футбольной арены, нужно не только проложить подземный ход, но и обустроить его: начинить всеми коммуникациями, оборудовать вентиляционными системами, освещением, наконец, проложить рельсовые пути.

– Темпы проходки в апреле снизились более чем вдвое, причина – тяжелые грунты. Сначала шли валуны, теперь мы черпаем воду, это ад, – рассказал на заседании городского штаба по строительству метро, которое прошло во вторник, генеральный директор «Метростроя» Вадим Александров. – Мы надеемся на улучшение условий проходки, но пока этого не происходит.

Наше посещение стартовой площадки на Туристской улице тоже началось с выяснения, какой же грунт вывозят из тоннеля. Огромный прямоугольный чан глубиной несколько метров наполнен жижей. К нему подходит самосвал вместимостью около 40 тонн, экскаватор ковшом начинает наполнять его кузов жижей из чана. Вывозка грунта – еще одна проблема метростроителей: нужно рассчитать, чтобы на ось самосвала приходилось не более 12 тонн веса, иначе последуют штрафы и дополнительные расходы. И потому некоторые машины уходят заполненными лишь наполовину.

– А путь неблизкий, – сетует шофер, – везем грунт в карьер за 60 километров от города, после выгрузки надо отмывать кузов от этой грязи. Иногда удается сделать лишь один рейс за смену.

Самосвал с грунтом проходит через весы, фиксируется, сколько он увез груза, и после обязательной мойки колес машина покидает стройплощадку.

У нас же путь другой – спускаемся в недра земли. Это условно говоря. Тоннель в сторону «Беговой» и «Новокрестовской» залегает не столь глубоко – всего в 12 – 13 метрах от поверхности. Обе эти станции «мелкого заложения».

Недра выглядят совсем не так плохо: яркий свет, достаточно свежий воздух, чистые стенки тоннеля.

– Иначе и быть не может: работаем в строгом соответствии с санитарными нормами труда. Смена у нас 12 часов, и рабочие должны чувствовать себя достаточно комфортно, – поясняет заместитель руководителя проекта Роман Усс.

Подземное пространство стартовой площадки представляет собой две шахты, соединенные подземной галереей. Именно сюда опускали узлы мощной землеройной машины – проходческого щита «Надежда», способного пробить под землей двухпутный тоннель диаметром 10,6 метра. Здесь на стартовой площадке машину собрали, и она начала резать грунт.

Машина вгрызается круглым щитом в грунт, дробит его режущим инструментом. С помощью инжектора земля, камни и вода отсасываются на ленту конвейера. Лента шириной около метра с профилем в виде желобка. Это позволяет переправлять по ней не только сухую почву, которой в наших грунтах практически не бывает, но и жидкие составляющие. Небольшая часть жижи с конвейера все же выплескивается, поэтому без резиновых сапог строителям и нам, посетителям, не обойтись.

Как только щит проходит около двух метров, его останавливают, и проходчики монтируют тоннельное бетонное кольцо. Оно состоит из шести частей – тюбингов, каждый почти 10 тонн весом, плюс замковая часть. При стандартных условиях проходки на пробивку двух метров тоннеля уходит около полутора часов, еще час – на монтаж кольца. Получается, что при круглосуточной работе можно установить до 10 колец. В нынешних условиях удается лишь от 2 до 5, и отставание от плановых темпов проходки с каждым днем нарастает. На этой неделе в Смольном издали распоряжение: проектировщикам и ученым выработать предложения по выходу щита на необходимую скорость проходки – 7 – 10 колец ежесуточно.

Поскольку сроки постройки двух станций – объектов, крайне необходимых для проведения ЧМ-2018, изначально были чрезвычайно сжатыми, метростроевцы впервые применили новую технологию работ.

Раньше все операции проводили поочередно: сначала пробивали тоннель, затем бетонировали его основание, потом прокладывали пути и обустраивали коммуникации. Здесь такой роскоши уже не позволяется, все делают одновременно.

Как уже сказано, проходчики продвинулись в пробивке подземного хода пока лишь на расстояние менее километра. Между тем на значительной его части основание уже забетонировано. Более того, вместе с проходчиками и бетонщиками в тоннеле работают путейцы.

Первые рельсы нового участка метро в продолжении Невско-Василеостровской линии уже появились. Сооружен стенд для сборки пути. Здесь 25-метровые рельсы будут сваривать в так называемую рельсовую плеть, ее длина 100 метров. После того как рельсы сварят, их потянут в сторону сначала станции «Беговой», затем к «Новокрестовской» и «Приморской».

– На стенде сейчас работает бригада десять человек – проходчики, путейцы, – рассказывает горный мастер Юрий Пахалов. – Первые рельсовые плети уложим сразу после майских праздников.

...Прошагав 900 метров, доходим непосредственно до проходческого щита «Надежда». Иногда метростроевцы называют его «наш космический корабль», хоть и подземный. Действительно, сооружение внушительное – длиной 65 метров. Здесь есть свой пульт управления со множеством приборов, шнековый транспортер для выдачи грунта на ленту конвейера. Даже кессонная камера для выхода ремонтников в зону высокого давления грунта перед щитом есть.

– До станции «Беговая» нам осталось установить чуть более ста колец, – говорит Роман Усс. – Убежден, достигнем ее в течение месяца. А это уже новая точка отсчета. Там щит пройдет профилактический ремонт и двинется дальше – к «Новокрестовской». Ситуация с грунтами пока тяжелая. Но мы справимся. В 2018 году болельщики поедут на новый стадион на метро.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook