В Петербурге оборудуют пять велодорожек

Велодорожки, велосипедизация (ну и словечко!), велосипедный образ жизни. Европейская мода докатилась до нас. Город принял программу велосипедизации - постарался городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры. В нынешнем году будут оборудованы пять велодорожек.

В Петербурге оборудуют пять велодорожек | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Самый длинный маршрут - более 15 километров - от перекрестка Гражданского проспекта с проспектом Луначарского в сторону выезда из города до Токсовской улицы, потом по улице Руставели, далее по всему Пискаревскому проспекту и трем набережным - Свердловской, Арсенальной и Пироговской. До Гренадерского моста.

Второй маршрут проходит вдоль всего проспекта Луначарского от Выборгского шоссе до Руставели.

Третий - по Петроградской стороне. Дорожка проходит от станции метро «Крестовский остров» по Морскому проспекту, Петроградской улице на Песочную набережную, далее на Левашовский проспект и набережную Карповки до Гренадерского моста.

И четвертый маршрут тоже по Петроградской стороне: от Каменноостровского моста по Песочной набережной, Большой Зелениной, затем по Рыбацкой и Веденской улицам, Александровскому парку, Каменноостровскому проспекту, Петровской набережной, потом по Петроградской и Аптекарской набережным, улице Академика Павлова до Каменноостровского проспекта.

Теоретически все четыре маршрута так или иначе взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая какую-никакую велосипедную коммуникацию с самого севера города до центральной части.

На обустройство этих четырех дорожек в бюджете 2017 года заложено чуть больше 130 миллионов рублей. В общей сложности на 35 километров.

Есть и «сверхплановая» велополоса, которую включили в программу по многочисленным просьбам велосипедистов. Люди устроили массовое голосование в проекте «Твой бюджет». Напомним, это проект, придуманный властями Центрального района и одобренный Смольным, в рамках которого заинтересованные граждане могут «пробить» финансирование какого-либо объекта или события. Вот и «пробили» велодорожку по набережной реки Фонтанки от Невы до Гороховой. Даже две дорожки: туда - по одной стороне реки, обратно - по другой. Определено допфинансирование - больше 4 миллионов рублей.

Что же такое обустройство велодорожек?

Разумеется, речь не идет о прокладке новых путей-дорог. Будут выделены полоски для велосипедов либо на тротуарах, либо на проезжей части. Так, велодорожка на Фонтанке будет отчерчена на проезжей части вдоль тротуара набережной. Машинам, которые в изобилии паркуются здесь, придется выстраиваться на метр ближе к центру дороги. В общем, проезжая часть будет просто-напросто сужена на полтора-два метра.

Аналогичным образом обустроят и другие дорожки: за счет либо пешеходов, либо автомобилистов. Обещают завершить проектирование в течение месяца и тут же приступить непосредственно к обустройству. Неясно только, что именно входит в понятие «обустройство велополос»? Если просто нарисовать разметку и развесить соответствующие знаки, то не слишком ли дорого: примерно по 2 миллиона рублей на каждый километр? А если планируется проведение каких-либо дорожно-строительных работ, то как они будут сочетаться с программой ремонта дорог, которую курирует комитет по благоустройству? Или проезжая часть и велосипедные дорожки, разделенные линиями, будут ремонтироваться разными ведомствами по разным строкам бюджета?

Велосипедизация в условиях Петербурга - дело чрезвычайно сложное. Быть может, вовсе невыполнимое. Ведь велосипед у нас - средство прогулок по парку. Нет у нас традиции пользоваться велосипедом как средством городского транспорта, чтобы ехать на работу из Купчина на улицу Марата. И это отразилось на всей транспортной инфраструктуре.

Иллюстрацией можно считать функционирование уже давно существующей велодорожки на проспекте Луначарского по кромке Муринского парка. Слов нет, за дорожкой ухаживают. В том смысле что поддерживается в исправном состоянии решетка, отделяющая ее от проезжей части, периодически обновляется разметка, рисунок велосипеда на асфальте, как правило, хорошо просматривается, имеются также таблички о запрете передвижения на скутерах. Но вот сами велосипедисты периодически жалуются, что их дорожкой пользуются пешеходы и мамочки с колясками. Пробовали было оскаливаться, но результатов это не принесло.

А дело между тем не в характере петербургских пешеходов, а в строении самой велодорожки. Многие пешеходные дорожки парка выводят людей именно на велополосу - свернуть некуда при всем желании. И куда пешеходу податься? Либо на газон, либо под колеса велосипеда. Выходит, нужно было перекраивать схему дорожек парка. И тем самым, возможно, ущемлять интересы и привычки пешеходов...

Вот так все непросто. Возможно, велосипедизация города - это мечта горожанина, который хотел бы жить в Копенгагене, а живет в Петербурге. И, возможно, в условиях пятимиллионного мегаполиса этот проект не слишком-то реализуем...

На одном из недавних совещаний в Смольном, посвященном развитию велодвижения, общественный советник по вопросам велосипедизации Дарья Табачникова заявила: «Мы делаем сейчас революцию и должны иметь четкую позицию, чтобы довести начатое до конца». Слушайте, а, может быть, можно обойтись без революций?!

Хотя вот и городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выступает за (далее цитата) «дальнейшее развитие связной сети велосипедных маршрутов, обслуживающих жителей всего города, при этом акцент делается на маршрутах, обеспечивающих трудовую корреспонденцию, чтобы велосипед становился реальной альтернативой автотранспорту при поездках петербуржцев на работу».

Столь глобальная задача, конечно, потребует все больше и больше бюджетных средств. На 2018 год запланировано 130 миллионов еще на четыре дорожки. Правда, КРТИ сейчас убеждает Смольный отдать эти деньги на освоение уже в этом году.

Впрочем, этим не исчерпываются бюджетные вложения в велосипедизацию Петербурга. Вот уже третий год город субсидирует систему велопроката: примерно по 80 миллионов рублей ежегодно.

Все видели стойки велопарковок, на которых под одинаковыми цифровыми замочками стоят одинаковые антивандальные велосипеды. Чтобы получить велобайк в пользование, нужно зарегистрироваться на сайте городского велопроката и начать общаться с прокатной системой посредством своего смартфона. Купить абонемент - нечто вроде проездной карты «Подорожник» - и «забрасывать» на него денежку по мере расходования. И система при первом требовании - щелк! - разблокирует замочек выбранного байка. После поездки его можно оставить на любой станции велопроката...

Замечательная революционная система, которая уже в прошлом году насчитывала 600 байков на 106 станциях. Одно плохо - не отлажена. В начале прошлого сезона произошел серьезный сбой, в результате которого замочки не открывались, платежи не проходили, деньги с абонемента продолжали списываться даже после возврата байка на станцию...

В канун очередного сезона в Смольном состоялось отдельное «велосовещание» с участием вице-губернатора Албина. Там-то и прозвучало крайнее недовольство работой оператора системы ООО «Велогород».

Генеральный директор «Велогорода» Виталий Блаженов признал, что из 106 станций в начале нынешнего сезона работать смогут от силы 30. На остальных оборудование вышло из строя. Да и количество исправных байков сильно сократилось. Хорошо, если их наберется 300, а то и меньше. Блаженов пообещал к концу сезона довести количество станций до уровня прошлого года. Правда, бюджетных средств на это не хватит. Ведь, по подсчетам, на замену оборудования требуется примерно 150 миллионов рублей. Если город их не даст, то пусть хотя бы разрешит размещать на пунктах велопроката рекламу. Таково предложение руководства ООО «Велогород».

У Смольного родилось ответное предложение - положить конец монопольному положению вышеупомянутого ООО, определять оператора программы велопроката по результатам конкурса. И такой конкурс должен быть подготовлен уже к концу марта. Так что, возможно, в апреле городским велопрокатом будет рулить иная организация.



Комментарии