Главная городская газета

В акваторию без риска

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью

Смольный идет на перехват

Чиновники обещают, что дорожный коллапс на юге Петербурга в скором времени пойдет на спад. Что же для этого будет сделано? Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 22 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Ледокол для Ямала...
За что Мариинку вызвали в суд...
Нехороши, несвежи были розы...
И другие новости. Читать полностью

«Ты просто космос, Стас»: как Станислав Черчесов стал граффити

На волне гордости за сборную России по футболу, в Петербурге появилась необычная стрит-арт работа, посвященная главному тренеру команды. «СПб ведомости» узнали, как вдохновитель объединения HoodGraff решился на такой замысел и при чем тут песня группы «Ленинград». Читать полностью

Фанзона ЧМ-2018: и Бразилия болела за Россию

Во время матча «Россия - Египет» каждый удачный гол российской сборной болельщики встречали с ликованием. Причем, радовались не только славяне. Читать полностью
В акваторию без риска | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Недавно вместе с приехавшими из глубинки родственниками снова довелось покататься по Неве. При этом одним из самых сильных впечатлений стали даже не красоты белых ночей, а интенсивность движения прогулочных катеров на воде. С удивлением узнал, что не только на дорогах, но даже там подчас случаются пробки.

Поскольку нас было всего шестеро, решили взять в аренду небольшой катер. Проблем с этим не возникло: на одной из речных пристаней нам тут же предложили судно, ведомое крепким мужчиной в тельняшке. «Андрей», - коротко представился он, отправляясь в путь. В акватории между Дворцовым и Троицким мостами нас ждало великолепное зрелище - и десятки судов, суденышек и посудин. Порой создавалось впечатление хаоса - так много их было. «Не боись! - слегка посмеиваясь, обнадеживал нас капитан. - Мы свое дело знаем». И не обманул: прогулка прошла без происшествий.

К сожалению, так бывает не всегда. Свежий пример - столкновение частного катера с прогулочным теплоходом, которое произошло в конце июня у Литейного моста. Как выяснили представители транспортной полиции, водитель маломерного судна был подшофе: теперь за нарушение правил безопасности движения водного транспорта ему придется отвечать. Виновнику происшествия грозит лишение свободы до двух лет.

Да, громких дел, которые становятся достоянием общественности, не более 2 - 3 за навигацию. Однако в целом нарушений немало. Например, за 2016 год только по линии Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ окончено 50 уголовных дел о преступлениях в сфере транспортной безопасности. В частности, в 2016-м было возбуждено уголовное дело в отношении капитана теплохода, который, имея на борту судна всего шесть детских спасательных жилетов, осуществил рейс по рекам и каналам для 45 туристов, из которых 40 были малолетними и несовершеннолетними детьми.

В этом году случаев, которые завершаются возбуждением дел, тоже хватает. На днях завершено расследование уголовного дела в отношении капитана-механика теплохода «Альдемарин», который, заведомо зная о недостаточном числе находящихся на борту спасательных жилетов, при вместимости судна 50 человек перевозил на нем 61 пассажира. «Тем самым создав реальную угрозу их жизни и здоровью», - делают вывод следователи. 30 июня, проводя совместно с сотрудниками транспортной полиции на Ладожском озере рейд по выявлению тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований безопасности, контролеры задержали катер Sea Wind 520 ht Gladius, на котором вместо шести положенных по нормам пассажиров было 10. Включая детей. А сама перевозка осуществлялась без соответствующей лицензии. Итог - еще одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»).

И аналогичных нарушений, когда пассажиров берут на борт гораздо больше, чем положено, немало. Например, 4 мая контролеры задержали в Петербурге судно, которое вместо 12 разрешенных ему судовым билетом пассажиров перевозило 25 человек, включая троих детей. Подобные же случаи бывают и на реках Петербурга, и на Неве, и на Ладоге.

Когда деньги сами идут в руки, не у всех хватает духа отказаться. Как правило, для осуществления пассажирских перевозок по рекам и каналам Петербурга компании необходимо получить свидетельство о годности судна к плаванию и документ о прохождении технического освидетельствования, которые выдает Российский речной регистр (РРР), а также лицензию на осуществление пассажирских перевозок от Росморречнадзора.

Если это частник с собственным катером, он проходит по линии ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и тоже должен получить лицензию. Однако когда владелец катера не намерен работать в качестве перевозчика постоянно, а хочет «срубить денег по-быстрому», подчас он становится «пиратом».

Когда во время нашего тура по воде я задал вопрос о принадлежности к речным «пиратам», Андрей даже слегка обиделся: «Да вы что! У меня все чин чинарем». И в доказательство достал пухлую папку с документами. Однако не стал спорить: нелегальные частные перевозчики, не озабоченные прохождением процедур на право заниматься «водным извозом», до сих пор еще есть.

Кто только с ними не борется! И линейный отдел МВД России на водном транспорте, и ГИМС, и прокуратура, и Агентство внешнего транспорта. Штрафы за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии солидны - граждане рискуют получить наказание в 50 тыс. рублей, а юридические лица могут схлопотать и до 400 тысяч. Периодически кого-то ловят и штрафуют, но явление по-прежнему существует. Оно и понятно: поймать каждого «пирата» трудно, а потенциальные заработки привлекательны. По словам специалистов, за белую ночь удачливый «пират» может заработать до 10 тыс. рублей. «Желающих покататься хватает, а «пират» и цену может поставить более выгодную, и программу экскурсии выстроит, как ему хочется», - заметил по этому поводу наш капитан. К тому же именно эти нелегальные перевозчики зачастую грешат перегрузом, поскольку берут на борт людей больше, чем позволяет судовой билет. Ведь если их поймают - отвечать все одно. А если нет - доход больше.

Вывод можно сделать такой. Если водная экскурсия предполагает путешествие на судне крупного официального перевозчика, сомнений в ее безопасности практически быть не может. Потому что за ними следят в оба глаза, дотошно проверяя теплоходы от носа до кормы и постоянно предъявляя все новые и новые требования. А вот когда вы ступаете на борт частного катера, экономия в деньгах может выйти боком. Во всяком случае убедиться в том, что у его хозяина есть все разрешительные документы, лишним не будет.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook