В акваторию без риска

Недавно вместе с приехавшими из глубинки родственниками снова довелось покататься по Неве. При этом одним из самых сильных впечатлений стали даже не красоты белых ночей, а интенсивность движения прогулочных катеров на воде. С удивлением узнал, что не только на дорогах, но даже там подчас случаются пробки.

В акваторию без риска | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Поскольку нас было всего шестеро, решили взять в аренду небольшой катер. Проблем с этим не возникло: на одной из речных пристаней нам тут же предложили судно, ведомое крепким мужчиной в тельняшке. «Андрей», - коротко представился он, отправляясь в путь. В акватории между Дворцовым и Троицким мостами нас ждало великолепное зрелище - и десятки судов, суденышек и посудин. Порой создавалось впечатление хаоса - так много их было. «Не боись! - слегка посмеиваясь, обнадеживал нас капитан. - Мы свое дело знаем». И не обманул: прогулка прошла без происшествий.

К сожалению, так бывает не всегда. Свежий пример - столкновение частного катера с прогулочным теплоходом, которое произошло в конце июня у Литейного моста. Как выяснили представители транспортной полиции, водитель маломерного судна был подшофе: теперь за нарушение правил безопасности движения водного транспорта ему придется отвечать. Виновнику происшествия грозит лишение свободы до двух лет.

Да, громких дел, которые становятся достоянием общественности, не более 2 - 3 за навигацию. Однако в целом нарушений немало. Например, за 2016 год только по линии Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ окончено 50 уголовных дел о преступлениях в сфере транспортной безопасности. В частности, в 2016-м было возбуждено уголовное дело в отношении капитана теплохода, который, имея на борту судна всего шесть детских спасательных жилетов, осуществил рейс по рекам и каналам для 45 туристов, из которых 40 были малолетними и несовершеннолетними детьми.

В этом году случаев, которые завершаются возбуждением дел, тоже хватает. На днях завершено расследование уголовного дела в отношении капитана-механика теплохода «Альдемарин», который, заведомо зная о недостаточном числе находящихся на борту спасательных жилетов, при вместимости судна 50 человек перевозил на нем 61 пассажира. «Тем самым создав реальную угрозу их жизни и здоровью», - делают вывод следователи. 30 июня, проводя совместно с сотрудниками транспортной полиции на Ладожском озере рейд по выявлению тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований безопасности, контролеры задержали катер Sea Wind 520 ht Gladius, на котором вместо шести положенных по нормам пассажиров было 10. Включая детей. А сама перевозка осуществлялась без соответствующей лицензии. Итог - еще одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»).

И аналогичных нарушений, когда пассажиров берут на борт гораздо больше, чем положено, немало. Например, 4 мая контролеры задержали в Петербурге судно, которое вместо 12 разрешенных ему судовым билетом пассажиров перевозило 25 человек, включая троих детей. Подобные же случаи бывают и на реках Петербурга, и на Неве, и на Ладоге.

Когда деньги сами идут в руки, не у всех хватает духа отказаться. Как правило, для осуществления пассажирских перевозок по рекам и каналам Петербурга компании необходимо получить свидетельство о годности судна к плаванию и документ о прохождении технического освидетельствования, которые выдает Российский речной регистр (РРР), а также лицензию на осуществление пассажирских перевозок от Росморречнадзора.

Если это частник с собственным катером, он проходит по линии ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и тоже должен получить лицензию. Однако когда владелец катера не намерен работать в качестве перевозчика постоянно, а хочет «срубить денег по-быстрому», подчас он становится «пиратом».

Когда во время нашего тура по воде я задал вопрос о принадлежности к речным «пиратам», Андрей даже слегка обиделся: «Да вы что! У меня все чин чинарем». И в доказательство достал пухлую папку с документами. Однако не стал спорить: нелегальные частные перевозчики, не озабоченные прохождением процедур на право заниматься «водным извозом», до сих пор еще есть.

Кто только с ними не борется! И линейный отдел МВД России на водном транспорте, и ГИМС, и прокуратура, и Агентство внешнего транспорта. Штрафы за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии солидны - граждане рискуют получить наказание в 50 тыс. рублей, а юридические лица могут схлопотать и до 400 тысяч. Периодически кого-то ловят и штрафуют, но явление по-прежнему существует. Оно и понятно: поймать каждого «пирата» трудно, а потенциальные заработки привлекательны. По словам специалистов, за белую ночь удачливый «пират» может заработать до 10 тыс. рублей. «Желающих покататься хватает, а «пират» и цену может поставить более выгодную, и программу экскурсии выстроит, как ему хочется», - заметил по этому поводу наш капитан. К тому же именно эти нелегальные перевозчики зачастую грешат перегрузом, поскольку берут на борт людей больше, чем позволяет судовой билет. Ведь если их поймают - отвечать все одно. А если нет - доход больше.

Вывод можно сделать такой. Если водная экскурсия предполагает путешествие на судне крупного официального перевозчика, сомнений в ее безопасности практически быть не может. Потому что за ними следят в оба глаза, дотошно проверяя теплоходы от носа до кормы и постоянно предъявляя все новые и новые требования. А вот когда вы ступаете на борт частного катера, экономия в деньгах может выйти боком. Во всяком случае убедиться в том, что у его хозяина есть все разрешительные документы, лишним не будет.

#Нева #акватория #безопасность

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.