В акваторию без риска
Недавно вместе с приехавшими из глубинки родственниками снова довелось покататься по Неве. При этом одним из самых сильных впечатлений стали даже не красоты белых ночей, а интенсивность движения прогулочных катеров на воде. С удивлением узнал, что не только на дорогах, но даже там подчас случаются пробки.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Поскольку нас было всего шестеро, решили взять в аренду небольшой катер. Проблем с этим не возникло: на одной из речных пристаней нам тут же предложили судно, ведомое крепким мужчиной в тельняшке. «Андрей», - коротко представился он, отправляясь в путь. В акватории между Дворцовым и Троицким мостами нас ждало великолепное зрелище - и десятки судов, суденышек и посудин. Порой создавалось впечатление хаоса - так много их было. «Не боись! - слегка посмеиваясь, обнадеживал нас капитан. - Мы свое дело знаем». И не обманул: прогулка прошла без происшествий.
К сожалению, так бывает не всегда. Свежий пример - столкновение частного катера с прогулочным теплоходом, которое произошло в конце июня у Литейного моста. Как выяснили представители транспортной полиции, водитель маломерного судна был подшофе: теперь за нарушение правил безопасности движения водного транспорта ему придется отвечать. Виновнику происшествия грозит лишение свободы до двух лет.
Да, громких дел, которые становятся достоянием общественности, не более 2 - 3 за навигацию. Однако в целом нарушений немало. Например, за 2016 год только по линии Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ окончено 50 уголовных дел о преступлениях в сфере транспортной безопасности. В частности, в 2016-м было возбуждено уголовное дело в отношении капитана теплохода, который, имея на борту судна всего шесть детских спасательных жилетов, осуществил рейс по рекам и каналам для 45 туристов, из которых 40 были малолетними и несовершеннолетними детьми.
В этом году случаев, которые завершаются возбуждением дел, тоже хватает. На днях завершено расследование уголовного дела в отношении капитана-механика теплохода «Альдемарин», который, заведомо зная о недостаточном числе находящихся на борту спасательных жилетов, при вместимости судна 50 человек перевозил на нем 61 пассажира. «Тем самым создав реальную угрозу их жизни и здоровью», - делают вывод следователи. 30 июня, проводя совместно с сотрудниками транспортной полиции на Ладожском озере рейд по выявлению тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований безопасности, контролеры задержали катер Sea Wind 520 ht Gladius, на котором вместо шести положенных по нормам пассажиров было 10. Включая детей. А сама перевозка осуществлялась без соответствующей лицензии. Итог - еще одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»).
И аналогичных нарушений, когда пассажиров берут на борт гораздо больше, чем положено, немало. Например, 4 мая контролеры задержали в Петербурге судно, которое вместо 12 разрешенных ему судовым билетом пассажиров перевозило 25 человек, включая троих детей. Подобные же случаи бывают и на реках Петербурга, и на Неве, и на Ладоге.
Когда деньги сами идут в руки, не у всех хватает духа отказаться. Как правило, для осуществления пассажирских перевозок по рекам и каналам Петербурга компании необходимо получить свидетельство о годности судна к плаванию и документ о прохождении технического освидетельствования, которые выдает Российский речной регистр (РРР), а также лицензию на осуществление пассажирских перевозок от Росморречнадзора.
Если это частник с собственным катером, он проходит по линии ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и тоже должен получить лицензию. Однако когда владелец катера не намерен работать в качестве перевозчика постоянно, а хочет «срубить денег по-быстрому», подчас он становится «пиратом».
Когда во время нашего тура по воде я задал вопрос о принадлежности к речным «пиратам», Андрей даже слегка обиделся: «Да вы что! У меня все чин чинарем». И в доказательство достал пухлую папку с документами. Однако не стал спорить: нелегальные частные перевозчики, не озабоченные прохождением процедур на право заниматься «водным извозом», до сих пор еще есть.
Кто только с ними не борется! И линейный отдел МВД России на водном транспорте, и ГИМС, и прокуратура, и Агентство внешнего транспорта. Штрафы за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии солидны - граждане рискуют получить наказание в 50 тыс. рублей, а юридические лица могут схлопотать и до 400 тысяч. Периодически кого-то ловят и штрафуют, но явление по-прежнему существует. Оно и понятно: поймать каждого «пирата» трудно, а потенциальные заработки привлекательны. По словам специалистов, за белую ночь удачливый «пират» может заработать до 10 тыс. рублей. «Желающих покататься хватает, а «пират» и цену может поставить более выгодную, и программу экскурсии выстроит, как ему хочется», - заметил по этому поводу наш капитан. К тому же именно эти нелегальные перевозчики зачастую грешат перегрузом, поскольку берут на борт людей больше, чем позволяет судовой билет. Ведь если их поймают - отвечать все одно. А если нет - доход больше.
Вывод можно сделать такой. Если водная экскурсия предполагает путешествие на судне крупного официального перевозчика, сомнений в ее безопасности практически быть не может. Потому что за ними следят в оба глаза, дотошно проверяя теплоходы от носа до кормы и постоянно предъявляя все новые и новые требования. А вот когда вы ступаете на борт частного катера, экономия в деньгах может выйти боком. Во всяком случае убедиться в том, что у его хозяина есть все разрешительные документы, лишним не будет.
Материалы рубрики
Российские специалисты приступили к созданию цифровой экосистемы для обеспечения безопасного плавания на Севморпути
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии