В монастырь со своим составом

Завершается эксперимент по сохранению скульптурных памятников в Александро-Невской лавре при помощи созданной в Петербурге нанотехнологии. По утверждению ученых, новым средством можно будет безопасно для природы обрабатывать не только скульптуры, но и, например, стены исторических зданий.

В монастырь со своим составом |

Если пройтись по Александро-Невской лавре, несложно заметить, что многие скульптуры находятся далеко не в идеальном состоянии. Реставраторам приходится воссоздавать утраченные детали. На территории лавры и в лабораториях за ее пределами давно проводятся исследования того, как можно продлить жизнь памятникам.

Одну из разработок ведет Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова Российской академии наук. Он расположен на набережной Макарова в старинном здании, построенном когда-то как северный пакгауз Биржи. Я побывал здесь в лаборатории, где занимаются неорганическим синтезом.

Как рассказала «СПб ведомостям» заведующая этой лабораторией доктор химических наук Ольга Шилова, несколько лет назад в институт обратились биологи и геологи Санкт-Петербургского государственного университета, активно работающие с Музеем городской скульптуры. Коллеги попросили помочь создать защитное покрытие на так называемых мягких биоцидах, которые оказывают существенно меньшее воздействие на окружающую среду, чем жесткие. Сейчас в городе используется оловоорганическое соединение одной из швейцарских фирм. Памятники, на которые оно наносится, приобретают немного желтоватый цвет. Грибок, казалось бы, полностью уничтожается. Но, когда через несколько лет он возникает снова, появляются более агрессивные его штаммы и начинают поедать покрытие...

Так в институте занялись разработкой новой защиты, предназначенной для сохранения каррарского мрамора. В техническое задание заложили три основных принципа: отказ от использования жестких биоцидов, возможность вернуть памятник в состояние до реставрации и сохранение оригинальной структуры и поверхности.

На первом месте стоит задача обеспечить ремедиацию. Это значит, действовать так, чтобы не навредить окружающей среде. То есть не использовать токсичные средства. Ведь, по словам Ольги Шиловой, загрязнение почвы в одном месте может дать эффект где-нибудь еще.

– Даже когда вы свой дачный участок обработали какой-то гадостью, это все пошло в сточные воды, – поясняет специалист. – Или наоборот: вы не пользуетесь опасными веществами, выращиваете экологически чистый продукт. А сосед пользуется. В этом случае и ваш продукт уже не будет экологически чистым.

Вот почему вместо содержащих медь и олово добавок в новой разработке ученые использовали так называемые фотосенсибилизирующие вещества, которые под воздействием ультрафиолетового света выделяют активные формы кислорода. Покрытие становится более стойким к образованию грибка.

Сам метод создания новых материалов, который применяют в этой лаборатории, называют золь-гель-процессом. Он считается нанотехнологией и, между прочим, внесен в списки «Роснано».

У СПбГУ есть экспериментальная площадка в Александро-Невской лавре. Сначала ученым предоставили отдельные участки поверхности скульптур. Когда первые опыты были признаны удачными, химики получили возможность поработать с двумя целыми памятниками. Сейчас эксперимент близок к завершению.

В перспективе покрытия с такими добавками предназначены для стен зданий и сооружений. Можно работать с песчаниками и другими уязвимыми мягкими материалами. Однако вопрос пока упирается в высокую стоимость новых покрытий. Так что инновационную защиту, возможно, получат лишь самые ценные исторические здания Петербурга.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии