«Ловить корюшку скоро будет некому». У главного «рыбного» бренда Петербурга – большие проблемы

«День год кормит», - так о корюшковой путине в недавнем прошлом говорили рыбаки. Изменившиеся несколько лет назад условия реализации серебристой рыбки поставили рыболовецкие организации на грань разорения. А петербуржцы вынуждены покупать корюшку втридорога. Почему на пути от невода до прилавка она резко прибавляет в ценовом весе, разбирались «Санкт-Петербургские ведомости».

«Ловить корюшку скоро будет некому». У главного «рыбного» бренда Петербурга – большие проблемы | ФОТО Николая РЮТИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Николая РЮТИНА/ИНТЕРПРЕСС

- В прошлом году мы сдавали перекупщикам мелкую рыбку длиной до 15 см по 45 - 50 рублей за килограмм, а петербуржцы покупали ее уже по 180 - 200 рублей. Крупную корюшку у нас забирали по 180 рублей, а на прилавках она появлялась по цене от 350 до 500 целковых. Причем уже не первой свежести, не только что из воды. А ведь еще несколько лет назад такого в нашем городе не было. При губернаторе Валентине Матвиенко действовала специальная программа: рыбодобывающие предприятия получали разрешение на реализацию корюшки самостоятельно - с автолавок, а также в строго определенных местах, в том числе и там, где ее вылавливали. Тогда рыбка доставалась петербуржцам по социальной цене и абсолютно свежей, - рассказывает Вадим Беньковский, директор рыболовецкого предприятия «Экватор», зарегистрированного, согласно базе данных kartoteka.ru, в мае 2000 года на Васильевском острове.

Затем условия реализации рыбы в городе изменили. Места для продажи стали разыгрывать на аукционе, причем не между рыбодобытчиками, а между любыми организациями. Результат таких тендеров оказался предсказуемым. Выигрывали их организации, к добыче рыбы не имеющие никакого отношения, а затем предлагали тем же рыбакам арендовать эти места, но уже по неподъемной для них цене. Такая тенденция особенно прослеживается при проведении электронных торгов.

- Когда конкурсы проводились просто поднятием руки участниками, нам еще удавалось иногда выиграть несколько мест. При электронной форме торгов из года в год победителями становятся одни и те же организации. К сожалению, нам с ними конкурировать сложно. Но это нездоровая конкуренция. Прежний порядок - с выдачей писем-разрешений рыбакам на торговлю их добычей - был более понятным для нас, но главное, полезнее для покупателей, - поясняет Марина Васильева, заместитель руководителя «Рыбной компании «Прогресс», зарегистрированной, согласно данным kartoteka.ru, в 2009 году в Красном Селе.

К властям рыбаки обращались, но не везде нашли взаимопонимание. В Законодательном собрании их поддержали. Но вот в городском комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка на обращение ответили: «Размещение механических транспортных средств (то есть автолавок. - Прим. ред.) в большинстве случаев не соответствует требованиям действующего законодательства». Кроме того, в своем письме председатель комитета Эльгиз Качаев сообщает, что для «сохранения и поддержки производителей хлебобулочных изделий, мясной и рыбной продукции» в комитете разработан проект постановления правительства Петербурга, по которому «в местах размещения механических транспортных средств, противоречащих Правилам дорожного движения, будет возможно размещение киосков».

Однако проект проектом, а путина начнется уже через месяц. Проблема автолавок, о которой говорит руководитель комитета, в том, что, по Правилам дорожного движения, на тротуаре машину ставить нельзя. Но и с проезжей части торговать запрещается. Такая вот дилемма. Нельзя сказать, что неразрешимая. По известному выражению: кто хочет что-то сделать - ищет способы, кто не хочет - ищет причины. Законы при желании тоже можно подкорректировать. К примеру, в период вакцинации от гриппа медицинские машины размещают у станций метро, и ГИБДД их не тревожит. Кроме того, киосками автолавки заменить сложно.

- Сейчас мы говорим о корюшковой путине, которая продолжается лишь несколько недель - с 1 апреля по 31 мая. Покупать дорогостоящий киоск на несколько недель, а потом отправлять его на склад не очень рационально. Кроме того, киоск автолавку не заменит. Машины оборудованы холодильниками, витринами, рукомойниками. В конце дня водитель отгоняет автолавку на специальную мойку, утром уже продавец моет машину с хлоркой. А как мыть киоски, куда сливать воду? Ведь при продаже свежей рыбы санитарную обработку торгового места надо производить ежедневно и не один раз, - подчеркивает Марина Васильева.

Впрочем, решить вопрос с автолавками до начала нынешней корюшковой путины, а она, как уже сказано, стартует через несколько недель, вряд ли получится. И все же у рыболовецких предприятий есть конкретные предложения, как изменить ситуацию на рынке: чтобы и рыбаки что-то заработали, и петербуржцы могли купить товар не по тройной цене.

- Во-первых, хорошо бы вернуться к порядку предоставления специальных разрешений рыболовецким предприятиям на продажу их продукции. При этом при распределении торговых мест (если не с автолавок, то с лотков) отделить добывающие организации от рыбопереработчиков, которые торгуют продукцией, поставляемой из самых разных мест - вплоть до Вьетнама. Во-вторых, разрешить продажу корюшки в местах ее выгрузки с рыболовецких судов, эти места четко определены и юридически закреплены за предприятиями. А на будущее - все же приравнять автолавки к торговым объектам, а не считать их «механизированными средствами», подпадающими под эвакуацию по ПДД. То есть чтобы на время путины у ГИБДД не было претензий к размещению автолавок. Разумеется, для каждого лотка, каждой автолавки должно быть подобрано удобное и для продавцов, и для покупателей место. Подыскать такие места специалистам районных администраций совсем не сложно, они все на учете, - предлагает Вадим Беньковский.

Пока же ситуацией с продажей рыбы в городе, а соответственно, и установлением цены на нее владеют не те, кто эту рыбу добывает, и даже не власти города. Условия диктует перекупщик. Как результат - рыболовецкие предприятия разоряются, а цены на рыбных прилавках отпугивают даже относительно обеспеченных граждан, не то что пенсионеров.

- Раньше в нашем городе было пять крупных рыболовецких колхозов, некоторые из них владели даже океаническим флотом. Но все это осталось в прошлом. Сегодня в Петербурге семь сравнительно небольших рыбодобывающих предприятий, чуть больше в Ленинградской области. Тем не менее они могли бы накормить город корюшкой и другой свежей рыбой по приемлемым для петербуржцев ценам. Однако из-за неподъемных для рыбаков условий реализации добычи отрасль в последние годы быстро регрессирует. Профессионалов становится все меньше. Средний возраст рыбака - 50 лет, и молодые в эту профессию уже не идут, так как заработки минимальные, к тому же сезонные. При этом положение не так уж сложно поправить - при желании и разумном подходе к делу. Рыбы в наших водоемах достаточно, квоты по вылову корюшки, например, каждый год не выбираются. Ловить ее скоро совсем будет некому, а ведь это бренд Петербурга, - предупреждает руководитель профсоюза работников рыбного хозяйства города и области Екатерина Слепнева.

Друзья, мы открыли свой интернет-магазин. Теперь новые книги нашего издательского дома можно купить с доставкой по всему миру. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова, а также первый книжный сборник избранных лекций нашего «Лектория»

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с аудиозаписями интересных лекций проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#корюшка #рыболовство #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6389) от 27.02.2019 под заголовком «В чьих руках корюшка?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.