2Vtzqv4Hz9U

«Ловить корюшку скоро будет некому». У главного «рыбного» бренда Петербурга – большие проблемы

«День год кормит», - так о корюшковой путине в недавнем прошлом говорили рыбаки. Изменившиеся несколько лет назад условия реализации серебристой рыбки поставили рыболовецкие организации на грань разорения. А петербуржцы вынуждены покупать корюшку втридорога. Почему на пути от невода до прилавка она резко прибавляет в ценовом весе, разбирались «Санкт-Петербургские ведомости».

«Ловить корюшку скоро будет некому». У главного «рыбного» бренда Петербурга – большие проблемы | ФОТО Николая РЮТИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Николая РЮТИНА/ИНТЕРПРЕСС

- В прошлом году мы сдавали перекупщикам мелкую рыбку длиной до 15 см по 45 - 50 рублей за килограмм, а петербуржцы покупали ее уже по 180 - 200 рублей. Крупную корюшку у нас забирали по 180 рублей, а на прилавках она появлялась по цене от 350 до 500 целковых. Причем уже не первой свежести, не только что из воды. А ведь еще несколько лет назад такого в нашем городе не было. При губернаторе Валентине Матвиенко действовала специальная программа: рыбодобывающие предприятия получали разрешение на реализацию корюшки самостоятельно - с автолавок, а также в строго определенных местах, в том числе и там, где ее вылавливали. Тогда рыбка доставалась петербуржцам по социальной цене и абсолютно свежей, - рассказывает Вадим Беньковский, директор рыболовецкого предприятия «Экватор», зарегистрированного, согласно базе данных kartoteka.ru, в мае 2000 года на Васильевском острове.

Затем условия реализации рыбы в городе изменили. Места для продажи стали разыгрывать на аукционе, причем не между рыбодобытчиками, а между любыми организациями. Результат таких тендеров оказался предсказуемым. Выигрывали их организации, к добыче рыбы не имеющие никакого отношения, а затем предлагали тем же рыбакам арендовать эти места, но уже по неподъемной для них цене. Такая тенденция особенно прослеживается при проведении электронных торгов.

- Когда конкурсы проводились просто поднятием руки участниками, нам еще удавалось иногда выиграть несколько мест. При электронной форме торгов из года в год победителями становятся одни и те же организации. К сожалению, нам с ними конкурировать сложно. Но это нездоровая конкуренция. Прежний порядок - с выдачей писем-разрешений рыбакам на торговлю их добычей - был более понятным для нас, но главное, полезнее для покупателей, - поясняет Марина Васильева, заместитель руководителя «Рыбной компании «Прогресс», зарегистрированной, согласно данным kartoteka.ru, в 2009 году в Красном Селе.

К властям рыбаки обращались, но не везде нашли взаимопонимание. В Законодательном собрании их поддержали. Но вот в городском комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка на обращение ответили: «Размещение механических транспортных средств (то есть автолавок. - Прим. ред.) в большинстве случаев не соответствует требованиям действующего законодательства». Кроме того, в своем письме председатель комитета Эльгиз Качаев сообщает, что для «сохранения и поддержки производителей хлебобулочных изделий, мясной и рыбной продукции» в комитете разработан проект постановления правительства Петербурга, по которому «в местах размещения механических транспортных средств, противоречащих Правилам дорожного движения, будет возможно размещение киосков».

Однако проект проектом, а путина начнется уже через месяц. Проблема автолавок, о которой говорит руководитель комитета, в том, что, по Правилам дорожного движения, на тротуаре машину ставить нельзя. Но и с проезжей части торговать запрещается. Такая вот дилемма. Нельзя сказать, что неразрешимая. По известному выражению: кто хочет что-то сделать - ищет способы, кто не хочет - ищет причины. Законы при желании тоже можно подкорректировать. К примеру, в период вакцинации от гриппа медицинские машины размещают у станций метро, и ГИБДД их не тревожит. Кроме того, киосками автолавки заменить сложно.

- Сейчас мы говорим о корюшковой путине, которая продолжается лишь несколько недель - с 1 апреля по 31 мая. Покупать дорогостоящий киоск на несколько недель, а потом отправлять его на склад не очень рационально. Кроме того, киоск автолавку не заменит. Машины оборудованы холодильниками, витринами, рукомойниками. В конце дня водитель отгоняет автолавку на специальную мойку, утром уже продавец моет машину с хлоркой. А как мыть киоски, куда сливать воду? Ведь при продаже свежей рыбы санитарную обработку торгового места надо производить ежедневно и не один раз, - подчеркивает Марина Васильева.

Впрочем, решить вопрос с автолавками до начала нынешней корюшковой путины, а она, как уже сказано, стартует через несколько недель, вряд ли получится. И все же у рыболовецких предприятий есть конкретные предложения, как изменить ситуацию на рынке: чтобы и рыбаки что-то заработали, и петербуржцы могли купить товар не по тройной цене.

- Во-первых, хорошо бы вернуться к порядку предоставления специальных разрешений рыболовецким предприятиям на продажу их продукции. При этом при распределении торговых мест (если не с автолавок, то с лотков) отделить добывающие организации от рыбопереработчиков, которые торгуют продукцией, поставляемой из самых разных мест - вплоть до Вьетнама. Во-вторых, разрешить продажу корюшки в местах ее выгрузки с рыболовецких судов, эти места четко определены и юридически закреплены за предприятиями. А на будущее - все же приравнять автолавки к торговым объектам, а не считать их «механизированными средствами», подпадающими под эвакуацию по ПДД. То есть чтобы на время путины у ГИБДД не было претензий к размещению автолавок. Разумеется, для каждого лотка, каждой автолавки должно быть подобрано удобное и для продавцов, и для покупателей место. Подыскать такие места специалистам районных администраций совсем не сложно, они все на учете, - предлагает Вадим Беньковский.

Пока же ситуацией с продажей рыбы в городе, а соответственно, и установлением цены на нее владеют не те, кто эту рыбу добывает, и даже не власти города. Условия диктует перекупщик. Как результат - рыболовецкие предприятия разоряются, а цены на рыбных прилавках отпугивают даже относительно обеспеченных граждан, не то что пенсионеров.

- Раньше в нашем городе было пять крупных рыболовецких колхозов, некоторые из них владели даже океаническим флотом. Но все это осталось в прошлом. Сегодня в Петербурге семь сравнительно небольших рыбодобывающих предприятий, чуть больше в Ленинградской области. Тем не менее они могли бы накормить город корюшкой и другой свежей рыбой по приемлемым для петербуржцев ценам. Однако из-за неподъемных для рыбаков условий реализации добычи отрасль в последние годы быстро регрессирует. Профессионалов становится все меньше. Средний возраст рыбака - 50 лет, и молодые в эту профессию уже не идут, так как заработки минимальные, к тому же сезонные. При этом положение не так уж сложно поправить - при желании и разумном подходе к делу. Рыбы в наших водоемах достаточно, квоты по вылову корюшки, например, каждый год не выбираются. Ловить ее скоро совсем будет некому, а ведь это бренд Петербурга, - предупреждает руководитель профсоюза работников рыбного хозяйства города и области Екатерина Слепнева.

Друзья, мы открыли свой интернет-магазин. Теперь новые книги нашего издательского дома можно купить с доставкой по всему миру. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова, а также первый книжный сборник избранных лекций нашего «Лектория»

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с аудиозаписями интересных лекций проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#корюшка #рыболовство #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6389) от 27.02.2019 под заголовком «В чьих руках корюшка?».


Комментарии