В чем соль проблемы

Прошедшую зиму Петербург прожил без дорожной соли. Чиновники доложили, что большая часть этого продукта, закупленного для посыпки улиц и тротуаров, осталась на складах. Вроде бы сэкономили, хотя специалисты утверждают, что никакой выгоды отказ от реагентов не дает: мести дороги и тротуары надо чаще, то есть трудозатраты возрастают.

В чем соль проблемы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В городском комитете по благоустройству говорят: в предыдущие годы на посыпку дорог, тротуаров и дворов уходило от 100 до 120 тысяч тонн соли, в нынешнем – в пять раз меньше, всего 20 тысяч тонн.

Многим это понравилось: на тротуарах нет соляных луж, как и белых разводов на брюках и днищах машин. А вот во дворах, за уборку которых отвечают жилищники, не все так однозначно.

– Сначала я скажу просто как жительница города, – отметила, выступая на «круглом столе» по итогам зимней уборки заведующая кафедрой общей и военной гигиены Медицинского университета имени Мечникова Лилия Аликбаева. – В моем дворе, как и во многих других, в эту зиму в некоторые недели совсем не использовали антигололедные материалы. Пройти даже 20 метров от машины до двери дома иногда было очень сложно.

Проблема дворов в эту зиму в отзывах горожан оказалась на первом месте при оценке зимней уборки города. Проезжую часть и тротуары уборочная техника обрабатывала, пусть не всегда быстро. А то, что оставалось за фасадом домов, причем не только дворы, но и пустыри, садики, через которые жители шли к своим домам, часто не обрабатывалось ни песком, ни солью совсем. Неудивительно, что при опросе жителей, который провела одна из социологических компаний, наихудшую оценку получила именно уборка дворовых территорий: средний балл 2,57.

– Докладывают, что за январь и февраль нынешнего года в городе случилось меньше ДТП на 19,5%. Число получивших травму при гололеде, по отчетным данным, сократилось на два десятка. Но их количество все равно крайне велико – почти 1000. В Москве травмированных 1200 человек – это при населении в три раза больше, чем в Петербурге, – сообщил представитель столицы член экспертного совета Союза химиков России Алексей Никитин.

Чиновники Петербурга не хуже экспертов знают, что без антигололедных материалов зимой не обойтись. Во властных структурах предлагают на следующий сезон заменить соль, а вместе с ней песок, провоцирующий весенние пыльные бури, гранитной крошкой. В городском парламенте в профильной комиссии по транспорту уже провели слушания по крошке. В общем-то, специалисты о ней отзываются благосклонно, только «Водоканал» попросили изучить вопрос, будет ли она опасной для их систем, и во сколько обойдутся казне ловушки для крошки, чтобы та не проникла в канализацию.

– Использование гранитной крошки в Москве запретили еще в 2012 году, – между тем возражает химик-эксперт. – По вполне понятной причине: люди проносят ее на подошвах обуви в метро, отчего было несколько случаев поломки эскалаторов. Сейчас в столице в качестве антигололедных материалов применяют мраморную крошку и смеси различных химикатов – до 5 компонентов. Конечно, они дороже соли, но гораздо эффективнее. Даже простая смесь хлористого натрия и хлористого кальция по эффекту воздействия на лед почти в два раза сильнее обычной соли.

Относительно крошки эксперту можно возразить: это в столице станции подземки на каждом шагу. А у нас огромные территории города метрополитеном не охвачены, да и во дворах гранитная крошка, наверное, никому не повредит. Кстати, она не намного дороже песка, хотя разница в цене, конечно, есть.

– Главная задача властей города – обеспечить жителям безопасное проживание и безопасное передвижение, в том числе в зимний период. И цена в этом вопросе не должна быть на первом месте, – считает Лилия Аликбаева. – Мы на нашей кафедре проводили исследования нескольких антигололедных химических материалов. С точки зрения санитарно-гигиенической, то есть влияния на здоровье человека, они отнесены к самому низкому, четвертому, классу опасности. Например, соль из-за своего раздражающего действия на кожу человека относится к препаратам более высокой степени опасности. Поэтому, если мы хотим сделать зимой город безопаснее для жителей, без химии пока трудно будет обойтись.

Как видим, мнение у специалистов и жителей в отношении соли совпадает: она хороша на столе, но не на тротуарах и дорогах. Вопрос лишь в том, чем ее заменить, ведь бороться с гололедом все равно придется.

– Минимальное использование соли в зимний период даже сейчас сказывается положительно: при весенних пыльных бурях в воздухе оказывается меньше вредных, раздражающих органы дыхания веществ, – высказал свое мнение нашей газете руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Что же касается применения гранитной крошки, то необходимо адаптировать технологию ее применения для Петербурга. В первую очередь для системы канализации. Также и для метро. К примеру, в Англии я видел при входе на станции метрополитена красивые коврики, и люди тщательно вытирали при входе ноги. А затем работники пинцетами выковыривали из этих ковриков жвачку... Волшебной палочки в сфере уборки города нет, ее и не будет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5670) от 29.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...