В зоне синего тумана. Как работают платные парковки в Петербурге?

За последние месяцы и недели язык петербуржцев обогатился двумя словами: «закрывальщики» и «фиксики». Причем они не связаны ни с процессом консервирования (закрывания банок), ни с познавательным мультиком. Оба относятся к новым реалиям жизни двух районов города — Центрального и Адмиралтейского.

В зоне синего тумана. Как работают платные парковки в Петербурге? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

226 разъяснительных бесед

«Фиксиками» в народе прозвали отряд пеших инспекторов Городского центра управления парковками, в чью задачу входит выявлять неисправные знаки дорожного движения и разметку в зонах платной парковки (ЗПП), а также выводить на чистую воду водителей-«закрывальщиков», которые разными способами делают невидимыми или нечитаемыми регистрационные знаки своих авто, чтобы не платить за парковку. То есть фиксировать разнообразные нарушения правил парковки и по возможности устранять их.

Об успехах этой деятельности транспортное ведомство сообщило пресс-релизом: за первую неделю работы «в полях» (а вышли они в зону платной парковки с 1 февраля) инспекторы «очистили от посторонних предметов 390 государственных регистрационных знаков машин, данные 231 автомобиля без номеров переданы в ГИБДД, проведено 226 разъяснительных бесед с водителями». К слову: про обнаружение неисправных знаков или их отсутствие, а уж тем более про стершуюся за зиму синюю разметку, которую порой не разглядеть, будто она в тумане (на что сейчас нередко жалуются автолюбители), в этом релизе нет ни слова…

И район району говорит…

Тем временем на Петроградской стороне начали монтировать паркоматы и знаки — район готовят к введению «платности» с 1 июля. Там появятся 80 паркоматов и час­токолы из 1138 информационных табличек, а к лету — еще и разметка. Таким образом на 141 улице планируется обустроить более 10 тысяч машино-мест, из них свыше 900 — для инвалидов.

Исходя из опыта районов-«пионеров» по ЗПП, Центрального и Адмиралтейского, переводим с языка пресс-релиза на язык реальности: на 141 улице Петроградской стороны останется около 10 тысяч обозначенных машино-мест вместо 20 – 25 тысяч ныне существующих. Плюс у местных жителей появятся хлопоты, уже знакомые жителям «пионерских» районов. Например, у инвалидов, места для которых могут оказаться вдалеке от медцентра, магазина или нужной ­госконторы. Приготовиться к новой реальности стоит и «безлошадным» жителям Петроградского района — по крайней мере тем, чьи дворы не огорожены решетками и не закрыты воротами или шлагбаумами: их ожидает нашествие чужих машин в течение всего дня…

Тот же сценарий предусмотрен и для Василеостровского района, которому предстоит приспосабливаться к жизни с ЗПП с 1 ноября.

Жители В. О. и П. С. стали чаще заглядывать в чат, посвященный платным парковкам Адмиралтейского района. Адмиралтейцы с готовностью делятся с соседями своими взглядами на этот проект, а также опытом взаимодействия с транспортным ведомством. Рассказывают о результатах встреч с чиновниками и депутатами, о своих выводах после досконального изучения нормативной базы, которой руководствуются организаторы платной зоны в Петербурге, о планах добиваться определенных корректировок начатого проекта.

Если обобщить происходившее на этом поле с ноября прошлого года до середины февраля нынешнего, все это можно было бы обозначить как «бесконтактно-параллельную дискуссию». Даже на очных встречах с общественниками, жителями района или сотрудниками крупного предприятия чиновники, выслушав претензии и требования людей, практически не отвечают ни встречными аргументами, ни даже обещаниями. Лишь произносят заученную ­мантру про пользу от зоны платной парковки — ускорение движения общественного транспорта, сокращение времени прибытия экстренных служб и снижение количества ДТП. Причем делают это из раза в раз, не приводя в подтверждение конкретных цифр и их источников, отчего такие тезисы также не воспринимаются другой стороной диалога.

Магия цифр

Любопытный документ тем временем стал достоянием общественнос­ти. Комитет по транспорту обнародовал данные, подтверждающие эффективность зоны платной парковки, то есть ее пользу для центра города. Если кратко резюмировать, результаты получаются просто фантастические: в Центральном районе число аварий сократилось на 38,5 %, в Адмиралтейском — на 37,5 %, количество ДТП с пешеходами снизилось на 50 и 25 %, соответственно!

Тут, правда, вопрос на логику: если платная парковка в Адмиралтейском заработала только в последние два месяца 2022 года, почему ее положительное влияние на аварийность — практически такое же, как и в Центральном районе, где она проработала в течение всего года?

«Чтобы сделать выводы, — пишет один из въедливых горожан в соцсетях, — надо сравнить снижение ДТП в зоне платной парковки и снижение ДТП в среднем по городу… В информационную эпоху все цифры легко проверяются. Есть замечательный сайт dtp-stat.ru, где даются показатели аварийности за все периоды на основании официальных данных ГИБДД…»

И в самом деле, возьмем цифры с этого ресурса.

Число ДТП по городу в целом: 2019 год — 6634, 2020‑й — 5232, 2021‑й — 5048, 2022‑й — 3955. Снижение за три года на 40,4 %!

А вот данные по Центральному району: 2019 год — 443, 2020‑й — 354, 2021‑й — 367, 2022‑й — 317. Снижение на 29,5 %, то есть на 10,5 % меньше, чем в среднем по городу.

Теперь Адмиралтейский район (где, еще раз напомним, платная парковка заработала с ноября). За 2019 год — 311 ДТП, за 2020‑й — 246, 2021‑й — 208, 2022‑й — 193. Снижение действительно на 38 %, но за счет парковки ли?

Еще более наглядно будет сравнить ноябрь 2022 года с ноябрем 2021‑го. Тогда окажется, что по Центральному и Адмиралтейскому районам вместе число ДТП выросло на 20 %, в то время как по остальному городу зафиксировано снижение на 12 %…

Есть и другой источник данных об аварийности — http://stat.gibdd.ru/. Если внимательно ознакомиться с цифрами и графиками, станет ясно, что яркие проценты снижения аварийности также взяты комтрансом явно не отсюда. А если сопоставлять итоги 2022 года с 2019‑м, получается, что в Центральном районе количество ДТП не уменьшилось, а выросло — на 15 %.

Еще один важный маркер развития ситуации — загруженность дорог в зоне платного парковочного пространства. По обнародованной информации транспортного ведомства, она снизилась в Центральном районе на 8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Адмиралтейском — на 11 %, причем скорость движения транспорта в дневной межпиковый и вечерний пиковый периоды увеличилась в среднем на 6 %. Эти данные, пояснили в комтрансе, «основывались на результатах автоматического и визуального мониторинга».

Примечательно при этом, что транспортное ведомство само признает: «Сравнение средних скоростей прохождения маршрутов общественного транспорта с предыдущими периодами является некорректным в связи с падением пассажиропотока в период распространения коронавирусной инфекции, а также в связи с изменениями (отмена маршруток, изменение и ликвидация маршрутов, новые маршруты), произошедшими в рамках реализации новой модели транспортного обслуживания в Петербурге…».

Еще более откровенно комитет по транспорту признается в спорном характере самого, пожалуй, впечатляющего публику аргумента «за ЗПП» — о сокращении срока прибытия экстренных служб. «В настоящее время в комитете по транспорту отсутствует актуальная информация о влиянии введения платного парковочного пространства в Центральном и Адмиралтейском районах Санкт-Петербурга на время прибытия экстренных служб…».

А ведь жителям говорили совсем другое: и количество личного транспорта в зоне уменьшилось на 15 %, и средняя скорость передвижения увеличилась на 20 %, и время прибытия экстренных служб сократилось вдвое…

Кто поможет корабелам

9 февраля руководство комитета по транспорту и депутат Законодательного собрания Александр Ржаненков пообщались на тему парковок с работниками судостроительного завода «Адмиралтейские верфи». Встреча на предприятии была организована по инициативе профсоюза. Судостроители сообщили, что половина коллектива — около 3 тыс. рабочих — приезжают на завод на личном транспорте, и теперь корабелам приходится оставлять машины во дворах ближайших домов либо платить приличные суммы за стоянку из своей зарплаты. Представители профсоюза высказали обеспокоенность высокими ценами на парковку.

Парковки3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На это заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков отреагировал ожидаемо, сообщив аудитории, что главная цель введения платной парковки — освободить улицы от излишнего личного транспорта для обеспечения приоритета общественному. «С введением платных парковок в вечерние часы пик пробки в центральных районах города уже сократились на 35 минут, — заявил он. — Это значит, что люди, которые добираются общественным транспортом, могут быстрее вернуться с работы домой. В мегаполисе приоритет всегда должен быть именно у общественного транспорта».

В качестве возможных решений улучшения транспортной логистики сотрудников завода сейчас обсуждают варианты продления или усиления трех маршрутов. Предприятию также предложили устроить парковку для автомобилей работников на территории завода и организовать централизованную подвозку сотрудников к месту работы.

В свою очередь профсоюз завода передал представителям Смольного коллективное письмо за 1127 подписями, в котором настоятельно попросили ликвидировать платные парковки на торцевых, редко проезжаемых улицах и участках улиц, где не ходит общественный транспорт и где припаркованные машины не будут создавать помех (в списке более 20 адресов), либо оформить сотрудникам судостроительного завода льготные парковочные разрешения.

Вот комментарий одного из участников встречи: «Такое впечатление, что комтрансу абсолютно неинтересна судьба сотрудников старейшего предприятия города, выполняющего оборонзаказ… Вообще непонятна цель встречи. В десятый раз рассказать людям о том, как им станет хорошо, когда им уже давно плохо? Прочитать давно вызубренный текст, чтобы убедить самих себя в том, что они говорят?».

Действительно, у большинства участников подобных собраний сложилось стойкое убеждение, что они и организуются лишь для того, чтобы у горожан появилась возможность хоть немного «выпустить пар».

А с этой недели в том же самом заподозрили и одну важную, предусмотренную законом процедуру.

Предложим — и что?

Комитет по транспорту на своей странице объявил сбор предложений о включении частей автомобильных дорог в адресный перечень платных парковок в Петербурге, а также исключении из этого перечня. «При разработке адресного перечня платных парковок в Санкт-Петербурге комитет по транспорту будет учитывать предложения жителей, поступившие в период с 1 февраля до 1 марта 2023 года по адресу электронной почты: predlozhenia_egpp@transport.gov.spb.ru», — говорится в объявлении.

Надо заметить, активисты антипарковочного движения в городе очень ждали этого объявления. Они рассчитывали, что, высказав свое мнение массово, петербуржцы смогут добиться корректировки проекта. Настоять, чтобы ЗПП в их районах была организована по принципу целесообразности, а не по «сплошному ковровому», как сейчас. Например, жители Петроградского района предложили исключить из уже составленного Смольным перечня будущих платных парковок 174 улицы, попросив оставить лишь пять: Каменноостровский проспект, Большой проспект Петроградской стороны, Песочную набережную, набережную Адмирала Лазарева и Новоладожскую улицу.

Соответствующие районные «парковочные» чаты разместили у себя контакты и шаблоны, по которым можно правильно и доступно донести до транспортных властей свое мнение, и призвали сделать это всех, кому тема небезразлична. Правда, некоторых особо въедливых смутил тот факт, что предложения от жителей собирают на обычный имейл, а не на официальный сервис для направления электронных документов «Электронная приемная исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (https://letters.gov.spb.ru/), где и регистрация обращений автоматизированная, и срок для ответа заявителю определен — 30 дней. Кто‑то советует направлять свои предложения, для гарантии, по всем инстанциям: и на имейл комитета по транспорту, и в электронную приемную губернатора, а также в районные администрации и в администрации муниципальных образований.

Но все эти хлопоты, похоже, не имеют никакого смысла. Судя по всему, в комитете по транспорту решили, что не будут выдавать жителям исключенных из перечня ЗПП улиц льготные разрешения резидента, даже если такая зона раскинулась вокруг этой улицы по всему району.

Точнее, так: сначала решили давать — это следует из официального ответа начальника отдела организации и использования парковочного пространства и предоставления мер поддержки населения на транспорте комтранса А. С. Ванягина петербурженке Микаэлле Клюевой от 12 января этого года: «Жители зоны платной парковки имеют право оформления парковочного разрешения жителя в случае, если автомобильная дорога расположена в границах зоны платной парковки, вне зависимости от включения либо исключения автомобильной дороги из адресного перечня». А потом, похоже, передумали — об этом свидетельствуют ответы Андрею Степанову и Микаэлле Клюевой от 3 февраля, подписанные тем же Ванягиным и председателем комтранса Валентином Енокаевым: «Отсутствие автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в адресном перечне в границах соответствующей парковочной зоны повлечет невозможность получения парковочного разрешения жителя». И как следствие: «Исключение из адресного перечня отдельных участков автомобильных дорог, расположенных в границах Петроградского и Василеостровского районов Санкт-Петербурга, является невозможным, поскольку приведет к нарушению прав жителей данной парковочной зоны на получение парковочного разрешения».

И еще цитата: «Введение зоны платной парковки является эффективной мерой по решению транспортных проблем города и направлено на повышение уровня без­опасности участников дорожного движения и увеличение пропускной способности всей УДС в целом, а не отдельных участков автомобильных дорог».

Получается, никакие дороги из составленного перечня комтранс исключать не планирует, сколько бы писем ни прислали горожане.

И еще это значит, что сбор предложений — чистая формальность, хотя он и предусмотрен п. 4.4. «Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге», утвержденного постановлением правительства Северной столицы.

Федеральное законодательство дает нашему городу возможность принять собственный закон о платных парковках, в котором в числе прочего прямо прописать механизм учета мнений жителей, — предлагает путь выхода из ситуации петербуржец Алексей Каменский (по первому диплому — инженер городского строительства и хозяйства, по второму — юрист). — Необходимо, чтобы петербургские депутаты приняли такой закон. А возможно, и внесли законодательную инициативу об изменениях федерального закона (например, в части парковки инвалидов или особенностей для городов федерального значения). Такие полномочия у них есть.

#парковка #платная парковка #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «В зоне синего тумана».


Комментарии