В зоне синего тумана. Как работают платные парковки в Петербурге?
За последние месяцы и недели язык петербуржцев обогатился двумя словами: «закрывальщики» и «фиксики». Причем они не связаны ни с процессом консервирования (закрывания банок), ни с познавательным мультиком. Оба относятся к новым реалиям жизни двух районов города — Центрального и Адмиралтейского.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
226 разъяснительных бесед
«Фиксиками» в народе прозвали отряд пеших инспекторов Городского центра управления парковками, в чью задачу входит выявлять неисправные знаки дорожного движения и разметку в зонах платной парковки (ЗПП), а также выводить на чистую воду водителей-«закрывальщиков», которые разными способами делают невидимыми или нечитаемыми регистрационные знаки своих авто, чтобы не платить за парковку. То есть фиксировать разнообразные нарушения правил парковки и по возможности устранять их.
Об успехах этой деятельности транспортное ведомство сообщило пресс-релизом: за первую неделю работы «в полях» (а вышли они в зону платной парковки с 1 февраля) инспекторы «очистили от посторонних предметов 390 государственных регистрационных знаков машин, данные 231 автомобиля без номеров переданы в ГИБДД, проведено 226 разъяснительных бесед с водителями». К слову: про обнаружение неисправных знаков или их отсутствие, а уж тем более про стершуюся за зиму синюю разметку, которую порой не разглядеть, будто она в тумане (на что сейчас нередко жалуются автолюбители), в этом релизе нет ни слова…
И район району говорит…
Тем временем на Петроградской стороне начали монтировать паркоматы и знаки — район готовят к введению «платности» с 1 июля. Там появятся 80 паркоматов и частоколы из 1138 информационных табличек, а к лету — еще и разметка. Таким образом на 141 улице планируется обустроить более 10 тысяч машино-мест, из них свыше 900 — для инвалидов.
Исходя из опыта районов-«пионеров» по ЗПП, Центрального и Адмиралтейского, переводим с языка пресс-релиза на язык реальности: на 141 улице Петроградской стороны останется около 10 тысяч обозначенных машино-мест вместо 20 – 25 тысяч ныне существующих. Плюс у местных жителей появятся хлопоты, уже знакомые жителям «пионерских» районов. Например, у инвалидов, места для которых могут оказаться вдалеке от медцентра, магазина или нужной госконторы. Приготовиться к новой реальности стоит и «безлошадным» жителям Петроградского района — по крайней мере тем, чьи дворы не огорожены решетками и не закрыты воротами или шлагбаумами: их ожидает нашествие чужих машин в течение всего дня…
Тот же сценарий предусмотрен и для Василеостровского района, которому предстоит приспосабливаться к жизни с ЗПП с 1 ноября.
Жители В. О. и П. С. стали чаще заглядывать в чат, посвященный платным парковкам Адмиралтейского района. Адмиралтейцы с готовностью делятся с соседями своими взглядами на этот проект, а также опытом взаимодействия с транспортным ведомством. Рассказывают о результатах встреч с чиновниками и депутатами, о своих выводах после досконального изучения нормативной базы, которой руководствуются организаторы платной зоны в Петербурге, о планах добиваться определенных корректировок начатого проекта.
Если обобщить происходившее на этом поле с ноября прошлого года до середины февраля нынешнего, все это можно было бы обозначить как «бесконтактно-параллельную дискуссию». Даже на очных встречах с общественниками, жителями района или сотрудниками крупного предприятия чиновники, выслушав претензии и требования людей, практически не отвечают ни встречными аргументами, ни даже обещаниями. Лишь произносят заученную мантру про пользу от зоны платной парковки — ускорение движения общественного транспорта, сокращение времени прибытия экстренных служб и снижение количества ДТП. Причем делают это из раза в раз, не приводя в подтверждение конкретных цифр и их источников, отчего такие тезисы также не воспринимаются другой стороной диалога.
Магия цифр
Любопытный документ тем временем стал достоянием общественности. Комитет по транспорту обнародовал данные, подтверждающие эффективность зоны платной парковки, то есть ее пользу для центра города. Если кратко резюмировать, результаты получаются просто фантастические: в Центральном районе число аварий сократилось на 38,5 %, в Адмиралтейском — на 37,5 %, количество ДТП с пешеходами снизилось на 50 и 25 %, соответственно!
Тут, правда, вопрос на логику: если платная парковка в Адмиралтейском заработала только в последние два месяца 2022 года, почему ее положительное влияние на аварийность — практически такое же, как и в Центральном районе, где она проработала в течение всего года?
«Чтобы сделать выводы, — пишет один из въедливых горожан в соцсетях, — надо сравнить снижение ДТП в зоне платной парковки и снижение ДТП в среднем по городу… В информационную эпоху все цифры легко проверяются. Есть замечательный сайт dtp-stat.ru, где даются показатели аварийности за все периоды на основании официальных данных ГИБДД…»
И в самом деле, возьмем цифры с этого ресурса.
Число ДТП по городу в целом: 2019 год — 6634, 2020‑й — 5232, 2021‑й — 5048, 2022‑й — 3955. Снижение за три года на 40,4 %!
А вот данные по Центральному району: 2019 год — 443, 2020‑й — 354, 2021‑й — 367, 2022‑й — 317. Снижение на 29,5 %, то есть на 10,5 % меньше, чем в среднем по городу.
Теперь Адмиралтейский район (где, еще раз напомним, платная парковка заработала с ноября). За 2019 год — 311 ДТП, за 2020‑й — 246, 2021‑й — 208, 2022‑й — 193. Снижение действительно на 38 %, но за счет парковки ли?
Еще более наглядно будет сравнить ноябрь 2022 года с ноябрем 2021‑го. Тогда окажется, что по Центральному и Адмиралтейскому районам вместе число ДТП выросло на 20 %, в то время как по остальному городу зафиксировано снижение на 12 %…
Есть и другой источник данных об аварийности — http://stat.gibdd.ru/. Если внимательно ознакомиться с цифрами и графиками, станет ясно, что яркие проценты снижения аварийности также взяты комтрансом явно не отсюда. А если сопоставлять итоги 2022 года с 2019‑м, получается, что в Центральном районе количество ДТП не уменьшилось, а выросло — на 15 %.
Еще один важный маркер развития ситуации — загруженность дорог в зоне платного парковочного пространства. По обнародованной информации транспортного ведомства, она снизилась в Центральном районе на 8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Адмиралтейском — на 11 %, причем скорость движения транспорта в дневной межпиковый и вечерний пиковый периоды увеличилась в среднем на 6 %. Эти данные, пояснили в комтрансе, «основывались на результатах автоматического и визуального мониторинга».
Примечательно при этом, что транспортное ведомство само признает: «Сравнение средних скоростей прохождения маршрутов общественного транспорта с предыдущими периодами является некорректным в связи с падением пассажиропотока в период распространения коронавирусной инфекции, а также в связи с изменениями (отмена маршруток, изменение и ликвидация маршрутов, новые маршруты), произошедшими в рамках реализации новой модели транспортного обслуживания в Петербурге…».
Еще более откровенно комитет по транспорту признается в спорном характере самого, пожалуй, впечатляющего публику аргумента «за ЗПП» — о сокращении срока прибытия экстренных служб. «В настоящее время в комитете по транспорту отсутствует актуальная информация о влиянии введения платного парковочного пространства в Центральном и Адмиралтейском районах Санкт-Петербурга на время прибытия экстренных служб…».
А ведь жителям говорили совсем другое: и количество личного транспорта в зоне уменьшилось на 15 %, и средняя скорость передвижения увеличилась на 20 %, и время прибытия экстренных служб сократилось вдвое…
Кто поможет корабелам
9 февраля руководство комитета по транспорту и депутат Законодательного собрания Александр Ржаненков пообщались на тему парковок с работниками судостроительного завода «Адмиралтейские верфи». Встреча на предприятии была организована по инициативе профсоюза. Судостроители сообщили, что половина коллектива — около 3 тыс. рабочих — приезжают на завод на личном транспорте, и теперь корабелам приходится оставлять машины во дворах ближайших домов либо платить приличные суммы за стоянку из своей зарплаты. Представители профсоюза высказали обеспокоенность высокими ценами на парковку.
На это заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков отреагировал ожидаемо, сообщив аудитории, что главная цель введения платной парковки — освободить улицы от излишнего личного транспорта для обеспечения приоритета общественному. «С введением платных парковок в вечерние часы пик пробки в центральных районах города уже сократились на 35 минут, — заявил он. — Это значит, что люди, которые добираются общественным транспортом, могут быстрее вернуться с работы домой. В мегаполисе приоритет всегда должен быть именно у общественного транспорта».
В качестве возможных решений улучшения транспортной логистики сотрудников завода сейчас обсуждают варианты продления или усиления трех маршрутов. Предприятию также предложили устроить парковку для автомобилей работников на территории завода и организовать централизованную подвозку сотрудников к месту работы.
В свою очередь профсоюз завода передал представителям Смольного коллективное письмо за 1127 подписями, в котором настоятельно попросили ликвидировать платные парковки на торцевых, редко проезжаемых улицах и участках улиц, где не ходит общественный транспорт и где припаркованные машины не будут создавать помех (в списке более 20 адресов), либо оформить сотрудникам судостроительного завода льготные парковочные разрешения.
Вот комментарий одного из участников встречи: «Такое впечатление, что комтрансу абсолютно неинтересна судьба сотрудников старейшего предприятия города, выполняющего оборонзаказ… Вообще непонятна цель встречи. В десятый раз рассказать людям о том, как им станет хорошо, когда им уже давно плохо? Прочитать давно вызубренный текст, чтобы убедить самих себя в том, что они говорят?».
Действительно, у большинства участников подобных собраний сложилось стойкое убеждение, что они и организуются лишь для того, чтобы у горожан появилась возможность хоть немного «выпустить пар».
А с этой недели в том же самом заподозрили и одну важную, предусмотренную законом процедуру.
Предложим — и что?
Комитет по транспорту на своей странице объявил сбор предложений о включении частей автомобильных дорог в адресный перечень платных парковок в Петербурге, а также исключении из этого перечня. «При разработке адресного перечня платных парковок в Санкт-Петербурге комитет по транспорту будет учитывать предложения жителей, поступившие в период с 1 февраля до 1 марта 2023 года по адресу электронной почты: predlozhenia_egpp@transport.gov.spb.ru», — говорится в объявлении.
Надо заметить, активисты антипарковочного движения в городе очень ждали этого объявления. Они рассчитывали, что, высказав свое мнение массово, петербуржцы смогут добиться корректировки проекта. Настоять, чтобы ЗПП в их районах была организована по принципу целесообразности, а не по «сплошному ковровому», как сейчас. Например, жители Петроградского района предложили исключить из уже составленного Смольным перечня будущих платных парковок 174 улицы, попросив оставить лишь пять: Каменноостровский проспект, Большой проспект Петроградской стороны, Песочную набережную, набережную Адмирала Лазарева и Новоладожскую улицу.
Соответствующие районные «парковочные» чаты разместили у себя контакты и шаблоны, по которым можно правильно и доступно донести до транспортных властей свое мнение, и призвали сделать это всех, кому тема небезразлична. Правда, некоторых особо въедливых смутил тот факт, что предложения от жителей собирают на обычный имейл, а не на официальный сервис для направления электронных документов «Электронная приемная исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (https://letters.gov.spb.ru/), где и регистрация обращений автоматизированная, и срок для ответа заявителю определен — 30 дней. Кто‑то советует направлять свои предложения, для гарантии, по всем инстанциям: и на имейл комитета по транспорту, и в электронную приемную губернатора, а также в районные администрации и в администрации муниципальных образований.
Но все эти хлопоты, похоже, не имеют никакого смысла. Судя по всему, в комитете по транспорту решили, что не будут выдавать жителям исключенных из перечня ЗПП улиц льготные разрешения резидента, даже если такая зона раскинулась вокруг этой улицы по всему району.
Точнее, так: сначала решили давать — это следует из официального ответа начальника отдела организации и использования парковочного пространства и предоставления мер поддержки населения на транспорте комтранса А. С. Ванягина петербурженке Микаэлле Клюевой от 12 января этого года: «Жители зоны платной парковки имеют право оформления парковочного разрешения жителя в случае, если автомобильная дорога расположена в границах зоны платной парковки, вне зависимости от включения либо исключения автомобильной дороги из адресного перечня». А потом, похоже, передумали — об этом свидетельствуют ответы Андрею Степанову и Микаэлле Клюевой от 3 февраля, подписанные тем же Ванягиным и председателем комтранса Валентином Енокаевым: «Отсутствие автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в адресном перечне в границах соответствующей парковочной зоны повлечет невозможность получения парковочного разрешения жителя». И как следствие: «Исключение из адресного перечня отдельных участков автомобильных дорог, расположенных в границах Петроградского и Василеостровского районов Санкт-Петербурга, является невозможным, поскольку приведет к нарушению прав жителей данной парковочной зоны на получение парковочного разрешения».
И еще цитата: «Введение зоны платной парковки является эффективной мерой по решению транспортных проблем города и направлено на повышение уровня безопасности участников дорожного движения и увеличение пропускной способности всей УДС в целом, а не отдельных участков автомобильных дорог».
Получается, никакие дороги из составленного перечня комтранс исключать не планирует, сколько бы писем ни прислали горожане.
И еще это значит, что сбор предложений — чистая формальность, хотя он и предусмотрен п. 4.4. «Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге», утвержденного постановлением правительства Северной столицы.
— Федеральное законодательство дает нашему городу возможность принять собственный закон о платных парковках, в котором в числе прочего прямо прописать механизм учета мнений жителей, — предлагает путь выхода из ситуации петербуржец Алексей Каменский (по первому диплому — инженер городского строительства и хозяйства, по второму — юрист). — Необходимо, чтобы петербургские депутаты приняли такой закон. А возможно, и внесли законодательную инициативу об изменениях федерального закона (например, в части парковки инвалидов или особенностей для городов федерального значения). Такие полномочия у них есть.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «В зоне синего тумана».
Комментарии