В Волховском городском культурно-информационном центре открылась выставка «Здесь был когда‑то монастырь»
В былые времена на берегу реки Волхов на месте небольших холмов, сейчас поросших лесом и кустарником, находился древний Никольский Гостинопольский мужской монастырь. Как он выглядел, можно увидеть на выставке (12+), открывшейся в Волховском городском культурно-информационном центре имени А. С. Пушкина. Подготовили ее районное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Международный центр реставрации.
Никольский храм бывшего Гостинопольского монастыря, начало ХХ века / ФОТО предоставлено Волховским районным отделением ВООПИиК
«Издревле торговый путь по Волхову был сопряжен с опасностью — порогами, — рассказывает председатель Волховского отделения ВООПИиК Егор Фальков. — Перед их началом на правом берегу реки располагалось большое поле, где купцы («гости») перегружали товары на более легкие суда. Поле называлось гостиным, отчего рядом появилось село Гостинополье. А возле него — монастырь. Он был посвящен святому Николаю Чудотворцу — покровителю моряков, купцов и путешественников».
Впервые монастырь был упомянут в источниках в 1500 году. К тому времени на его территории уже существовала каменная Никольская церковь, построенная в XV веке. Исследователи называют ее последним храмом Новгородской республики и особо подчеркивают, что фрески, которые сохранялись вплоть до Великой Отечественной войны, были последним по времени памятником монументальной живописи новгородской школы. В 1582 году в документах фигурировала также деревянная Троицкая церковь, располагавшаяся в обители.
В 1611 году монастырь был разорен отрядами иностранных наемников Якоба Делагарди. Они сожгли Троицкую церковь и нанесли повреждения Никольскому храму. В 1634 году в обитель заезжал немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий, известный своими записками о путешествии по Московии. Правда, дальше монастырских ворот его не пустили… Известно также, что в монастыре бывал сын Петра I царевич Алексей и, согласно преданию, подарил обители богослужебные книги.
В 1764 году монастырь упразднили, церкви преобразовали в приходские. На бывшей монастырской территории на Николу Зимнего устраивали ярмарку и народные гулянья.
В конце XVIII — первой половине XIX века Никольская церковь была перестроена, однако ее внутреннее убранство сохранялось практически в первозданном виде. В первые десятилетия ХХ века храмовые фрески служили объектом пристального внимания многих исследователей.
В 1935 году обе церкви были закрыты. А осенью 1941 года Никольский храм, оказавшийся рядом с линией фронта, служил приютом для раненых, детей и женщин, прятавшихся в подвалах от налетов авиации.
«Деревянная церковь сгорела в конце 1941 года, а бывшие монастырские здания были впоследствии взорваны, чтобы лишить противника ориентира при налетах на оборонные объекты, — говорит Фальков. — Фактически — принесены в жертву ради Победы».
После войны от церкви оставались одни руины. Кирпичи разобрали местные жители на строительство, а остатки стен и фундаментов покрылись землей и заросли лесом.
Увы, уникальные фрески погибли вместе с храмом. Но немало реликвий обители сохранилось — в том числе иконы, которые в 1914 году увез на реставрацию в Москву археолог Николай Репников. Часть из них находится ныне в фондах Русского музея, Третьяковской галереи и даже парижского Лувра. Судьба некоторых древних образов неизвестна, их следы потеряны. Богослужебные книги Гостинопольского монастыря хранятся в Российской национальной библиотеке.
На протяжении последних десятилетий неравнодушные ревнители истории не раз пытались привлечь внимание к судьбе исторического места. В 2001 году архитектурно-археологическая экспедиция Новгородского отряда СПбГУ провела здесь раскопки, в ходе которых удалось обнаружить восточную часть Никольского храма XV века. Было собрано почти четыре квадратных метра фресок.
«Руины монастыря еще в 1978 году решением Леноблисполкома были признаны памятником археологии, а сейчас идет оформление земельного участка для создания там подворья, — рассказывает Фальков. — Конечно, пока это мечты, но мы стремимся к их осуществлению».
Силами местных краеведов на месте разрушенного монастыря была поставлена часовня, рядом установлены информационные стенды. На бывшей территории обители регулярно проходят субботники, в которых участвуют члены Волховского отделения ВООПИиК и волонтеры.
Объектом заботы местных ревнителей старины служат и два надгробия, чудом уцелевшие на Никольском погосте, располагавшемся когда‑то на территории монастыря. Речь о могилах вице-адмирала Павла Антоновича фон Моллера, капитана легендарного корабля «Паллада», и его сына Александра Павловича фон Моллера, который служил чиновником Рижской, а затем Архангельской таможни.
Нынешняя выставка «Здесь был когда‑то монастырь» — еще один шаг к возможному восстановлению исторического места. На ней представлены архивные фотографии и чертежи погоста и церквей, иконы из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, богослужебные книги. Также можно увидеть макет и эскизный проект воссоздания построек монастыря, выполненный студенткой Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Александрой Раховой.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7689) от 24.06.2024 под заголовком «Последний храм Новгородской республики».
Комментарии