В византийском стиле: история церкови Смоленской иконы Бо­жией Матери

Этот несколько несуразный дом в переулке Ногина — наполовину каменный, наполовину деревянный — несомненно, редкая достопримечательность здешних мест. Он построен в конце XIX века, им пользовался причт располагавшейся рядом церкви Смоленской иконы Божией Матери. Храма давно уже нет, а дом обитаем по сей день…

В византийском стиле: история церкови Смоленской иконы Бо­жией Матери | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Церковь Смоленской иконы Бо­жией Матери поначалу была деревянной, а в 1879 году жители села Смоленского обратились к влас­тям с просьбой разрешить им возвести новый, каменный, храм «по случаю избавления императора от угрожавшей опасности». Имелось в виду неудавшееся покушение на Александра II.

Проект новой церкви в византийском стиле выполнил архитектор Михаил Щурупов. Деньги на храм по большей части собирали жители села Смоленского (13 тысяч рублей внесли рабочие Невского завода, 8 тысяч рублей — местные крестьяне), а также владельцы находившихся рядом предприятий. Поскольку храм был посвящен памяти царя-освободителя Александра II, то каждый год 19 февраля, в день отмены крепостного права, в нем служили благодарственный молебен.

Церковь закрыли в 1934 году, а затем снесли. Упразднили и располагавшееся в конце нынешнего переулка Ногина кладбище села Смоленского. В путеводителе по Ленинграду 1931 года отмечалось: «надписи на памятниках у церкви Смоленской Божией Матери говорят о том, что в 80‑х годах XIX века именитыми людьми здесь были крестьяне села Смоленского, занимавшиеся торговлей, но постепенно в село врастал рабочий поселок».

Часть территории, где прежде находилась церковь, занял сквер, который среди местных жителей получил прозвище «сад Фонтанчик».

Читайте также:

Каким будет облик левобережного Невского района Северной столицы

Купеческие хоромы XIX века на Фурштатской, 52


#церковь #село Смоленское #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «В византийском стиле».


Комментарии