В тот год осенняя погода. Чем завлекают зимние петербургские ярмарки сегодня
Тем, кто ворчит на нынешнюю предновогоднюю погоду с дождями и лужами вместо пухлых сугробов, хочется возразить. Во-первых, в мокром асфальте, лужах и покрытом водой льду каналов очень красиво отражается иллюминация, отчего праздника становится будто вдвое больше. Во-вторых, там, где проходят тысячи ног, не скользко — голый асфальт. В-третьих, при положительных температурах гулять можно гораздо дольше, чем при решительно отрицательных (вспомним декабрь прошлого года). А праздничное настроение помимо снега и мороза отлично создают новогодняя музыка и концертные программы, украшенные елки и световые инсталляции, декорации и сказочные персонажи в исполнении аниматоров и ростовых скульптур.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Всего этого много на главной петербургской Рождественской ярмарке, которая проходит нынче уже в 19‑й раз. Она открылась еще 14 декабря, причем сразу на трех площадках. Точнее, на площадях: Манежной, Дворцовой и Московской.
Проход к Манежной площади по Малой Садовой улице — как галерея сказочного дворца. Высокие своды сияющего иллюминацией «потолка», а вдоль всего пути — торговые палатки с уютными вязаными вещами, с игрушками ручной работы, украшениями и угощениями, леденцами и пряниками. С прилавков, которые сами больше напоминают пряничные домики, приветливые и веселые торговцы предлагают приобрести самые разные вкусности для новогоднего стола. Новгородские варенья и соленые грузди. Крымские чаи и пастилу. Мед с Алтая и из Башкирии. Арктическую рыбу из Мурманска — муксун, чир, омуль, пыжьян, нельма, сырок, ряпушка, щука северная… И еще колбасы — не из свинины или говядины, а из дичи. На этикетках читаю: «Кабан», «Медведь», «Куропатка», «Косуля», «Глухарь», «Лось», «Олень», «Марал в огне»…
— Откуда вся эта экзотика? — спрашиваю продавца.
— Предприятие в Подмосковье. А мясо поставляется из 86 хозяйств — от Калининграда до Камчатки.
Веселее всего, пожалуй, идет торговля вязаными варежками и носками, привезенными из разных регионов, — видимо, верит народ, что настоящая зима еще придет, да и ценник на этот товар вполне приемлемый…
Над ярмарочным городком витает дух приближающегося Нового года и Рождества. Но пахнет не столько елочкой, сколько корицей (от выпечки и глинтвейна). К ней примешиваются ароматы многонациональной еды из палаток: немецкие колбаски и венгерский гуляш, итальянская пицца и греческий гирос, испанский чуррос и чешский трдельник…
Если главной темой предыдущих ярмарок на Манежной площади был «Щелкунчик», то нынче «мышиную» сказку отсюда, похоже, прогнали коты. Они тут представлены в различных вариантах, скульптурных и анимационных: толстый рыжий кот Тишка из мультика про блудного попугая, котенок по имени Гав, вальяжно устроившаяся в одной из фотозон черная кошка. И еще живой, веселый и общительный петербургский кот Эрмик, обходящий ярмарочный городок и играющий с ребятней.
В дальнем конце площадки — сцена, на которой концертные номера чередуются с играми и конкурсами, за участие в которых детям и взрослым раздают призы. А вот и белобородый хозяин праздника: поздравив с наступающим Новым годом собравшихся гостей, он скорым шагом направляется к своей временной резиденции, возле которой его уже ждут десятка три мальчиков и девочек с мамами, папами и бабушками-дедушками.
Догоняю быстроногого старика и спрашиваю на ходу:
— Какого возраста дети к вам больше приходят, дедушка, кто запомнился?
— Любого возраста приходят — от трех лет и до 75 примерно. Все детки у нас красивые, умные, интересные, яркие.
— А чего чаще всего просят у Деда Мороза?
— Они загадывают желания и просят их исполнения — так было и будет всегда. Желают разного — счастья близким, здоровья. Еще — паровозов, машин разных… Стихи читают, поют.
За разговором добегаем до дома Деда Мороза. Следом за хозяином внутрь входят трое малышей лет трех — пяти с мамами, оглядывают нарядные хоромы. Знакомятся с Дедом и Снегурочкой.
— Загадывали уже желание? — спрашивает посетителей Мороз.
— Да! Вот, я письмо тебе написал, — отзывается старший из троицы, Денис.
— И я написала! — протягивает открытку его сестренка Полина.
— Давайте, бросайте их в мой почтовый ящик — вот в этот, с совушкой на крышке, я все письма обязательно прочитаю.
— А я письмо не принесла, я его в морозилку положила, — растерянно говорит Даша, самая маленькая в компании.
— И твое прочитаю, обязательно!
Предложение рассказать стишок дедушке вызывает смущение у малышей, а вот сфотографироваться с ним — это легко.
— Не расскажете о своем желании? — не отступает старик.
— У меня есть желание, чтобы я хорошо себя вел в будущем году! — удивляет самокритичностью Дениска.
Мама рада, Дед Мороз тоже…
Трехлетний Елисей приготовил стишок, но рассказывает его шепотом, уткнувшись маме в бок.
— Погромче, Елисей, дедушка старый, не слышит.
Эта просьба смущает малыша окончательно, и семья переходит к этапу фотографирования…
Вообще фотосъемка и селфи, похоже, стали главной национальной забавой наших граждан. И ярмарка предоставляет для того массу возможностей. Вот по периметру сказочного городка катится новогодний поезд, заполненный детьми, а параллельно бегут родители с фото- и видеокамерами. Фотографируются у елки, у светового фонтана, в сияющей огнями волшебной карете и в великанском домашнем интерьере — с креслом, часами, елкой и огромной кошкой на каминной полке. К большинству фотозон даже выстраиваются небольшие очереди.
Или большие. Воскресным вечером на ярмарке они — неизбежность. Хвост очереди на нарядную двухэтажную карусель огибает ее примерно на две трети периметра.
— Вообще‑то здесь она идет быстро — примерно за два сеанса можно посадки дождаться, — поясняет мама двоих серьезных парней дошкольного возраста. — Но мы, к сожалению, попали в технический перерыв — поэтому и народа так много.
Самые упорные и выносливые — фигуристы-любители, стремящиеся покататься на бесплатном катке на Кленовой улице, начавшего свой четвертый сезон. Он популярен — за прошедшие годы открытую ледовую арену посетили около 35 тысяч человек.
Несмотря на теплую погоду, приблизившаяся к заветной двери молодежь с коньками притопывает и подпрыгивает, пытаясь согреться:
— За бесплатными билетами мы отстояли около трех часов, — бодро рапортуют они. — Теперь вот ждем, когда запустят. Но наш сеанс совсем скоро — через 15 минут.
На Дворцовой площади царят главная петербургская елка и рождественская горка восьмиметровой высоты с 65‑метровым скатом. Очередь сюда примерно такой же длины, только движется быстрее, чем на каток…
У ярмарки на Московской площади — своя тематическая линия в оформлении. Как и в прошлом году, это сказки Пушкина. Посетители ярмарки отмечают обаяние здешних русских сказок, песен и отличные представления. А также увлекательные новогодние мастер-классы, проходящие в шатрах на Московской площади и в павильоне на Манежной.
В прошлом году главную Рождественскую ярмарку в Петербурге посетили порядка 1,3 млн горожан и гостей Северной столицы. Нынче она будет работать по 9 января, и гостей будет точно не меньше.
Читайте также:
По итогам уходящего года Северная столица примет гостей больше, чем до пандемии
Праздник по расписанию. Как Северная столица готовится к Новому году
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (7821) от 25.12.2024 под заголовком «В тот год осенняя погода…».
Комментарии