В Таврическом дворце завершилась реставрация личных покоев императрицы Марии Федоровны

Огромное старинное зеркало, расположенное над камином, реставраторы решили не трогать. Оно уже само по себе — историческая реликвия, каких только персонажей не повидало! И великосветских особ, и депутатов дореволюционной Государственной думы, и слушателей Высшей партийной школы… Теперь в этом зале Таврического дворца — штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ — размещается представительство Таджикистана.

В Таврическом дворце завершилась реставрация личных покоев императрицы Марии Федоровны | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Это третий парадный зал, который мы отреставрировали за пос­ледние несколько лет, вернув облик, условно говоря, на 1917 год. А всего их семнадцать, — поясняет Сергей Сенькевич, начальник отдела реставрации секретариата Межпарламентской Ассамблеи СНГ. — В Таврическом дворце все дышит историей, мы относимся к нему очень ревностно. А дорогостоящая реставрация задает и соответствующую планку использования…

Исследователи проследили процесс бытования практически каждого из помещений дворца с самого конца XVIII века. Когда после князя Григория Потемкина-Таврического во дворце располагалась загородная императорская резиденция, в этом, западном, крыле были покои Екатерины II. Затем Павел I устроил во дворце казармы Конногвардейского полка, а все убранство вывез в строившийся Михайловский замок.

— В начале XIX века архитектору Луиджи Руска пришлось фактически восстанавливать дворец, а помещения отделывать заново. И непосредственно в этом зале сохранились росписи того времени, исполненные известным живописцем-декоратором Джованни Батиста Скотти, — говорит Татьяна Болдышева, консультант Центра истории парламентаризма МПА СНГ.

После восстановления дворца эти покои занимала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Диванная комната, которую называли «табакеркой», соединяла этот зал с опочивальней Марии Федоровны — ныне там находится представительство Узбекистана.

— Почему табакерка? Этот предмет в ту пору был очень популярен, — поясняет Болдышева. — Маленькая коробочка, изготовленная из серебра или слоновой кости, нередко украшенная драгоценными камнями, росписями… Поэтому крохотные изящные помещения часто называли табакерками.

В конце XIX — начале ХХ века в Таврическом дворце устраивали всемирные, всероссийские и городские выставки. Сохранилась фотография 1903 года, на которой интересующий нас зал прекрасно «прочитывается»: тогда во дворце проходила Международная выставка легкой промышленности, здесь размещался ресторан главного склада французских вин в России.

В эпоху Государственной думы в западном крыле размещалось почтово-телеграфное отделение. Работа здесь кипела: нужно было получать, сортировать, отправлять множество писем, телеграмм, посылок и документов… В советское время, когда во дворце находилась Высшая партийная школа, этот зал использовали для занятий кафедры экономических наук, а в «табакерке» был кабинет проректора.

Учитывая подобные метаморфозы, можно себе представить, в каком состоянии дошли до нас интерьеры. На росписях начала XIX века было очень много наслоений, и реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы доб­раться до оригинала, а также воссоздать исторический цвет на утраченных элементах. Они использовали пигменты натурального состава — охру, сажу, уголь. Было сделано большое число микологических анализов, использовались антисептики для подавления грибковых образований.

Реставраторы воссоздали розетку над люстрой — декоративную роспись на потолке. Для этого по историческим фото изготовили специальные макеты, с помощью которых художники воспроизвели утраченный рисунок.

— Был восстановлен исторический паркет со звездами. Прежде здесь был советский паркет, уложенный «елочкой». Он скрипел как несмазанная телега, — говорит Сенькевич. — Его полностью сняли и восстановили тот, который виден на старинных фотографиях. Реставраторы определили рисунок, цвет и тщательно подбирали для него нужные оттенки дуба, граба и клена. Их выдерживали несколько дней перед укладкой при специальных температуре и влажности.

Вернулись в зал и подоконники светло-серого мрамора. В исторические рамы вставили современные стеклопакеты, и если до реставрации зал обогревали пять массивных чугунных батарей образца советского времени, теперь достаточно всего трех обогревателей современного типа. За пределами видимого — большой объем работ с инженерными коммуникациями, электросетями, перекрытиями подвального и чердачного этажей.

Отдельного внимания потребовал старинный камин. Чтобы украшающий его лев-маскарон предстал в первозданной красоте, специалисты много раз «умывали» его специальным щадящим составом.

— Дабы привести камин в порядок, потребовалось сначала убрать загрязнения, наслоения копоти, и только после этого можно было приступать уже непосредственно к реставрации, — рассказал реставратор лепного декора Александр Чернов. — Мелочей оказалось очень много, работа растянулась на полгода.

Как пояснил Сергей Сенькевич, до 2030 года планируется полностью завершить реставрацию парадных залов Таврического дворца. Увы, для широкой публики они едва ли будут доступны, поскольку в обозримом будущем станут так же, как и сегодня, использоваться в качестве офисных помещений представительств парламентов стран СНГ.


#зал #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7575) от 28.12.2023 под заголовком «Паркет со звездами».


Комментарии