В Свет вышла полная версия книги «Вариант» Романа Стрижака

«Вариант» публиковался еще при жизни автора, с 2000-го по 2007 год — отдельными брошюрами, раз в полгода или реже, по мере возможности. Нынешнее издание — первая полная версия.

В Свет вышла полная версия книги «Вариант» Романа Стрижака | ФОТО Elisa Calvet B. on Unsplash

ФОТО Elisa Calvet B. on Unsplash

«Вариант» вырос из другой книги Стрижака, «петербургского романа в шести каналах и реках» под названием «Мальчик». Помимо истории литератора Сергея Владимировича и его персонажа, того самого Мальчика, в этот текст включена историческая снос­ка, которая и стала точкой отсчета для нового произведения.

Сам автор (критики называют его «русским Джойсом») обозначил жанр «Варианта» как роман. Но сочинитель под псевдонимом Фигль-Мигль, написавший полезную инструкцию по грамотному прочтению «Мальчика», с автором не согласен.

«Я не думаю, что это можно называть романом», — сказала прозаик и эссеист Екатерина Чеботарева (настоящее имя Фигля-Мигля) на презентации «Варианта». И действительно, на первый взгляд, это, скорее, историческое повествование, мозаика фактов и их интерпретаций. Но издатель Вадим Левенталь (книга вышла в серии «Книжная полка Вадима Левенталя») полагает, что, хотя в повествовании «нет ни сюжета, ни героев, ни любовной линии», это именно роман. Построен он на материале истории, а главное действующее лицо в нем — авторская мысль.

Сюжет и правда отсутствует. «Вариант» складывается из авторских толкований (вариантов) самых разных исторических событий, от Ивана Грозного до Второй мировой войны. Это не то чтобы альтернативная история, но очень своеобразная версия истории реальной. Рефлексия на темы прошлого от незаурядного исследователя — талантливого, фантастически эрудированного, мыслящего, не отягощенного штампами и условностями. Олег Стрижак рассуждает о своих героях как о людях, с которыми был хорошо знаком. Черчиль, Молотов, Троцкий, Бухарин, Иван Грозный, Андрей Курбский — все они для писателя не идолы, не знаковые фигуры, а… картинки на воображаемом экране, персонажи на театре военных и прочих действий. Кто их тасует? Тот, кто пишет Текст (в буквальном и переносном смыслах).

«Не знаю, с чего начать, — признался Левенталь, которому предложили открыть презентацию «Варианта». — Но поскольку роман начинается с многоточия, то и представление его может начаться… с чего угодно». Издатель рассказал об особеннос­тях книги, в которой нет точек, нет абзацев, зато в изобилии присутствуют другие, нестандартные, способы организации текста. Например, курсив и разрядка, скобки (круглые, квадратные, угловые, фигурные), ударения двух видов (основное и побочное)…

Как считает Вадим Левенталь, главную задачу автора можно определить как художественную (не исследовательскую). И поэтому книгу стоит читать как роман, не придираясь к неточностям (реальным или кажущимся), наслаж­даясь ее языком, ритмом, пульсом. По мнению издателя, тест выстроен по правилам композиции не драматургической, но музыкальной. Отдельные мелодии (темы, исторические периоды) возникают в нем снова и снова, переплетаясь, дополняя и углубляя друг друга. 1920 – 1930‑е годы, Вторая мировая, начало XIX столетия, XVI век… Картинки сменяют друг друга, как в калейдоскопе.

Ника Стрижак, сестра писателя советует: «Читайте эту книгу быстро». Если продолжить музыкальную аналогию — такой темп задан автором. Поймать его, принять авторские условия игры нелегко (как минимум нужно знать поименно тех, о ком он пишет, ориентироваться в событиях). Но тем, у кого эта база есть, удовольствие гарантировано.

Олег Стрижак рушит шаблоны, ошарашивает читателя неожиданными оценками, дерзостью и даже грубостью характеристик. Это своеобразный интеллектуальный экстрим, провоцирующий читателя на споры, размышления, открытия.


#книга #писатель #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7287) от 31.10.2022 под заголовком «Книга для быстрого чтения».


Комментарии