В список «вкусных» брендов Ленобласти помимо корюшки, выборгского кренделя и чая был включен сидр

В конце прошлого года у Ленинградской области появился собственный гастрономический путеводитель «География на вкус». В список местных «вкусных» брендов помимо ладожской корюшки, выборгского кренделя и копорского чая был включен сидр. Регион стал лидером России по производству этого напитка, а его глава Александр Дрозденко, как и министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, уверены, что сидр местных производителей может составить конкуренцию европейскому.

В список «вкусных» брендов Ленобласти помимо корюшки, выборгского кренделя и чая был включен сидр | ФОТО автора

ФОТО автора

Рождение бренда

По мнению руководителя этого проекта известной телеведущей Ники Ганич, вкус Ленинградской области — это вкус сидра.

— Сегодня мы наблюдаем рождение нового гастрономического бренда нашего региона — «Ленинградский сидр», — подтвердила заместитель председателя комитета по культуре и туризму Ленинградской области Ольга Голубева. — Предприниматели малого и среднего бизнеса нашли свою нишу, выпуская различные сорта сидра. Напиток настолько полюбился туристам со всей страны, что они специально приезжают в регион, чтобы его попробовать. У нас даже появились туры по местным сидродельням.

— На самом деле старинных рецептов и других свидетельств о том, что на территории нынешней Ленинградской области в древности делали такой напиток как сидр, нет, — говорит сотрудник одной из региональных сидроделен Владимир Ломаев. — Впрочем, сидр всегда был там, где растут яблоки, просто его делали и пили как своеобразное яблочное вино.

Согласно архивным данным, в Российской империи сидр распробовали еще в XIX веке. Этот заморский напиток очень понравился императрице Марии Федоровне, после чего получил статус светского, потеснив шампанское.

Но все‑таки традиционное сидроделие в современной России — это молодая активно развивающаяся отрасль. За несколько последних лет в нашем регионе сложилась одна из главных в стране школ сид­роделия с собственными технологиями, сочетающими традиционный и авторский подход. И если пять лет назад на рынке было от 10 до 15 производителей сидра, то сегодня их около ста. Больше всего сидроделен в Северо-Западном федеральном округе — в окрестностях Петербурга, в Ленинградской, Псковской и Новгородских областях, где предприниматели закладывают новые сады и создают российские сидровые сорта яблок и груш, сотрудничая с местными научными учреждениями.

В Ленобласти крупные производства сидра находятся в Тосненском, Киришском, Лужском, Выборгском районах. Развивается масштабный проект создания яблоневых и грушевых садов в Гатчинском районе, где через пару лет откроется одна из крупнейших сидрерий в России.

В начале была шарлотка

А началось все с… шарлотки.

— Наш проект родился на даче в Токсове во время «борьбы» с урожаем яблок, — вспоминает сооснователь одной из сидрерий, что под Петербургом, Константин Шмолдаев. — Чтобы спасти богатый урожай, наши мамы чуть ли не каждый день пекли шарлотку. А мы с друзьями решили придумать, как еще можно использовать яблоки, чтобы спасти от них мам. Так мы начали делать яблочный сидр. Оказалось, что из мелких, кривеньких, танинных яблок Ленинградской области, которые в отличие от сладких южных плодов имеют высокую кислотность, особенную ароматику и терпкий вкус, получается идеальный сухой сидр. Хобби выросло в производство, которое начиналось с пары тонн отжатого яблочного сока — основного сырья для сидра. Для сравнения: в 2022 году, отжав порядка 500 тонн яблок, мы получили 300 тысяч литров сока».

Естественно, что для производства больших объемов сидра яблок с одной дачи не хватит, поэтому сидроделы налаживают сотрудничество с местными садоводами и фермерами.

— Во время сбора яблочного урожая нам каждую неделю в среднем привозят до трех фур с 20 тоннами технических яблок каждая, — рассказывает Константин. — Мы покупаем яблоки по 12 – 17 рублей за килограмм. Умножив 17 рублей на 500 тонн, увидим, что у фермеров остается довольно крупная сумма. В ответ они начали ухаживать за заброшенными яблочными садами, планировать высадку яблонь.

Сидроделы вне закона

Тем не менее этот напиток пока еще до конца не изучен, а отрасль сталкивается с проблемами.

— Традиционный сидр делают исключительно из натурального яблочного сока прямого отжима без добавления воды и сахара, — акцентирует Шмолдаев. — Доля такого сидра на рынке составляет всего 5 %, и большая его часть из Лен­области либо из соседних регионов. Около 80 % российского сидра производится из концентрата, в том числе китайского и иранского. У такого напитка более демократичная цена, но и вкус соответствующий.

В связи с этим сидроделы ратуют за то, чтобы в российском законодательстве было закреплено на­именование «сидр», которым можно называть только напиток натурального брожения, произведенный исключительно из свежих яблок, груш и некоторых других фруктов и ягод в случае производства традиционных фруктовых сидров.

Чтобы этого добиться, а также решить другие проблемы отрасли, сидроделы, работающие с натуральными ингредиентами, в 2022 году объединились в Национальную ­ассоциацию производителей традиционного сидра.

— Мы боремся за то, чтобы в действующее законодательство было внесено изменение, согласно которому производители традиционного сидра из российских яблок и груш получили статус сельскохозяйственных товаропроизводителей по аналогии с виноделами — тем более что сам сидр в список сельхозпродукции уже включен, — объясняет Шмолдаев. — Благодаря этому статусу производители сидра получат доступ к мерам государственной поддержки, льготам и субсидиям, положенным аграриям и, в частности, виноделам. Но мы говорим только о сидре, сделанном в нашей стране из местных свежих яблок и груш.

Еще одна проблема, требующая решения, — утилизация жмыха (продукт, который остается после отжатия из яблока сока).

— Просто так эти биоотходы выбрасывать нельзя, но и как удобрения в чистом виде они тоже не годятся из‑за высокой кислотности, — объясняет Шмолдаев. — Поэтому нам приходится платить немалые деньги, чтобы их куда‑то пристроить. Не так давно мы начали сотрудничать с компанией из Подмосковья, которая занимается производством биодобавок для армии, выделяя из жмыха пектин. Однако этот процесс тоже очень трудоемкий и дорогостоящий, так что вопрос остается открытым.

Некоторые любят погорячее

Что касается спроса на сидр в нашей стране, то он в последнее время растет. Люди с интересом пробуют напиток, который может быть сухим, полусухим, полусладким и сладким, тихим и игристым. Производители сидра не ограничиваются классикой и с удовольствием экспериментируют, создавая сидр с различными добавками в виде хмеля, трав, ягод, кленового сиропа и даже копченых яблок. Однако в этом случае, чтобы сидр не терял основной вкус, любые добавки не должны превышать 10 %.

В перспективе на рынке появится линейка натуральных овощных сидров. А в Выборге анонсировали производство горячего сидра (алкогольного и безалкогольного), который планируют назвать «Выборгский чай» и подавать его вместе с местным гастрономическим брендом «Выборгский крендель».

Для формирования культуры и популяризации напитка сидроделы проводят тематические мероприятия. Например, уже несколько лет в Петербурге и Ленинградской области проходит «Неделя молодого сидра» — по аналогии с праздником молодого вина во Франции. Кстати, в 2024 году первый молодой сидр будет готов уже в марте. В этот период в барах, ресторанах и сидрериях традиционно пройдут дни открытых дверей с тематическими лекциями и дегустацией. К этому проекту уже присоединились Москва и Московская область, Нижний Новгород и другие регионы нашей страны.


#Ленобласть #гастрономия #сидр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7581) от 15.01.2024 под заголовком «Область яблочного вкуса».


Комментарии