В Сосновом Бору работает выставка «Локальная традиция в современных красках»

Город Сосновый Бор, отметивший в прошлом году 50‑летие, появился не на пустом месте. Будучи преемником многовековой местной культурной традиции, он вобрал в себя историю располагавшихся здесь прежде деревень Калище, Ручьи, Липово, Ракопежи, Долгово, Керново, Коваши, в которых жили представители самых разных народов — русские, ижоры, вожане, ингерманландские финны…

В Сосновом Бору работает выставка «Локальная традиция в современных красках» | Елена Серегина. «Мария в ижорском костюме» /  Репродукция. ФОТО автора

Елена Серегина. «Мария в ижорском костюме» / Репродукция. ФОТО автора

Именно об этом рассказывает представленная в Сосновоборском художественном музее современного искусства выставка «Локальная традиция в современных красках».

«Увы, многие предметы быта, традиционная одежда, постройки того времени не сохранились, — говорит автор проекта художник Мария Романова. — Тем более ценным представляется сохранение деталей и свидетельств прошлой жизни. Тем более важно восполнять сведения о культурной традиции этих мест, в каком‑то смысле возвращая их в современную жизнь».


Сергей Серегин. Старые руны.jpg


Сергей Серегин. «Старые руны» / Репродукция. ФОТО автора 

В сборе материала и сохранении традиций местных малочисленных коренных народов огромную роль сыграла деятельность таких замечательных людей (к сожалению, недавно ушедших от нас), как этнограф Ольга Конькова и мастер Наталья Романова, которая, в частности, изготовила множество прекрасных технических эскизов народных костюмов.

Сделать историю наглядной помогла коллекция общественной организации «Культурная среда», занимающейся популяризацией и сохранением этнокультурных традиций. Она предоставила для проекта традиционные костюмы различных народов. В них облачились волонтеры, а сосновоборские художники запечатлели их на своих полотнах.

В экспозицию вошли работы Сергея и Елены Серегиных, Алены Дьяконовой, Елизаветы Шестерниной, Анастасии Монастырской, Анны Фоминой, Марины Каупонен.

У каждого — свой взгляд на жизнь и свой путь в искусство. По словам Елены Серегиной, в юности она была уверена, что станет филологом или искусствоведом, активно осваивала языки, училась в Европе и мечтала о работе с книгами. А потом все пошло иначе: вернулась в Россию и вместо классического образования выбрала путь материнства. Прийти в профессию художника ей помогла вещица, купленная в свое время на блошином рынке, — набор для росписи по шелку. Потом было несколько лет учебы в мастерской акварелиста Владимира Прошкина.

«Творческий проект, посвященный коренным народам, был для меня очень важным, — делится Елена. — Мы трудились целый год. Встречались двенадцать раз. Именно столько раз самые разные люди в народных костюмах дарили нам свое время, чтобы мы смогли ненадолго остановить уходящую традицию».

В итоге получились яркие «воспоминания» — в красках, деталях костюмов, вышивках и одежде. На выставке кроме картин — народные куклы и обрядовые полотенца.

«Мы очень хотели, чтобы жители Соснового Бора задумались об истории той земли, на которой они живут. Узнали о представителях народов, которые обитали здесь прежде, об их повседневной жизни, занятиях, привычках, мировоззрении — ведь все это отражено в деталях быта, внешнем облике, одежде», — поясняет Романова.

Действительно, каждая часть народного костюма имеет особое значение, о чем‑то рассказывает. Детали, которые сегодня кажутся просто украшениями, служили оберегами, а также «читались» и рассказывали что‑то не только о хозяине костюма, но и о его семье.

А еще экспонатом выставки стало старинное зеркало. Каждый посетитель может заглянуть в него и спросить самого себя: «А кто я? Какие у меня корни, традиции, семейные истории?».


#сосновый бор #выставка #коренные народы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7684) от 17.06.2024 под заголовком «Традиции в старинном зеркале».


Комментарии