В Северной столице проходит международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

За последние несколько лет в России было принято больше программных документов, касающихся устойчивого развития Арктики, чем за предшествующие четверть века. Едва ли не все из них рассчитаны на длительный период времени: добиться ощутимых перемен в этом суровом краю, протянувшемся на тысячи верст, быстрее не удастся. Так что от принимаемых ныне решений в значительной мере зависит, каким он будет к середине XXI века и позже. Заглянуть в будущее этого стратегически важного макрорегиона решили и участники XV международного форума «Арктика: настоящее и будущее» имени А. Н. Чилингарова, открывшегося вчера в Северной столице.

В Северной столице проходит международный форум «Арктика: настоящее и будущее» | ФОТО Daiwei Lu on Unsplash

ФОТО Daiwei Lu on Unsplash

Чтобы осуществить в Арктике любой инвестиционный проект, требуется куда больше денег, времени и сил, чем на большой земле. Некоторые об этом порой забывают, желая получить отдачу, что называется, здесь и сейчас. Но тем весомее достижения, которые участники таких проектов уже демонстрируют или готовы вот-вот там получить ценой невероятных усилий и существенных вложений. На строительство в этом крае дорог, мостов, портовых терминалов государство и бизнес действительно направляют огромные инвестиции. Так, выполнение комплексных планов по развитию до 2035 года арктических городов и поселков (516 мероприятий) оценивается в 2,9 трлн рублей. Около 60 % этих капитало­вложений составят внебюджетные средства. Через три года ко многим поселкам Якутии будут протянуты оптоволоконные линии, которые обеспечат надежную связь (еще 5,4 млрд рублей). Эта работа идет в рамках федерального проекта, входящего в гос­программу «Информационное общество».

Примерно такую же сумму власти выделят для формирования на «северах» фонда арендного жилья, чтобы привлечь туда опытных инженеров и управленцев. Эта программа затронет сначала Ямало-Ненецкий округ, Мурманскую и Архангельскую области, а затем другие арктические регионы, заявил Алексей Чекунов, глава Минвостокразвития РФ. Согласно принятым недавно решениям, к 2030 году в Арктике и на Дальнем Востоке появятся также десять новых технопарков. А на создание в Заполярье объектов обращения с отходами будет выделено 21,5 млрд рублей…

И это лишь малая толика начинаний, которые затрагивают гигантскую территорию, занимающую 27,7 % (около 4,7 млн кв. км) от всей площади страны. Точнее, только ее континентальной части. Причем эти проекты крайне важны. Россия — северная страна, и ее национальные интересы во многом зависят (с точки зрения экономики, транспортных сообщений, добычи сырья и безопасности) от масштабных преобразований в этом студеном краю. Важно, чтобы за красивыми фразами стояла живая работа, связанная с выполнением нацпроектов и госпрограмм, касающихся Арктики. Недаром мероприятия, предусмотренные в ходе пятнадцатого международного форума, носящего имя полярника Чилингарова, проходят под девизом «Арктика в действии». По сути, это одна большая дискуссия, которая ведется в эти дни на разных площадках «Экспофорума». Специалисты обсуждают там шаги и решения, способные привести через несколько лет или в более отдаленной перспективе к конкретным результатам.

Вчерашнее пленарное заседание форума носило красноречивое название: «Арктика-2050: будущее начинается сегодня». Эксперты говорили здесь о том, что еще следует сделать, дабы мечты стали реальностью, чтобы на Крайнем Севере удалось воплотить новые крупные замыслы. В дискуссии участвовали представители Минвостокразвития РФ и Российской академии наук, сенаторы и депутаты Госдумы, главы регионов, руководители крупнейших компаний, работающих на Севере, и др. А сегодня пройдет пленарное заседание «Арктика для России — Россия для Арктики», посвященное выполнению в регионах этой части страны мегапроектов по развитию морских портов, горнодобывающих предприятий, центров судостроения и т. д.

За Арктикой — будущее нашей страны, убежден президент Ассоциации полярников (АСПОЛ) Михаил Слипенчук.

А потому необходима общественная экспертиза, позволяющая совершенствовать принятые решения, касающиеся северян, и наметить новые. Основные направления этой работы участники форума, собственно, и рассматривают: развитие опорных населенных пунктов и подготовка кадров для Арктики, приток туда дополнительных инвестиций, создание Трансарктического транспортного коридора и многое другое.

В целом на площадках «Экспофорума», где собрались более 2 тысяч промышленников, ученых и чиновников, за два дня пройдет 40 сессий по восьми тематическим трекам, охватывающим основные вопросы арктической повестки. Включая, естественно, импортозамещение.

Без отечественной техники и технологий осуществить многие замыслы в нынешних условиях трудно, а то и невозможно. Это одна из ключевых тем форума, где одни рассуждают по поводу обеспечения в Арктике технологического суверенитета, а другие показывают на выставке, проходящей в рамках форума, готовые образцы оборудования, способного заменить зарубежное. Одна петербургская компания, например, приступает к серийному выпуску грузовиков, адаптированных для работы на севере. Более 90 % деталей и комплектующих этой техники — российского и белорусского производства.

Другой блок вопросов, включенных в повестку форума, связан с устранением в ряде северных регионов энергодефицита. Развивать там энергетический комплекс дорого и тяжело, но иного пути нет. Без надежного энергоснабжения невозможно осваивать там месторождения, расширять инфраструктуру, обеспечивать северянам комфортные для жизни условия. Свой взгляд на решение этой проблемы представили глава подразделения «Системного оператора Единой энергетической системы» Игорь Шумаков и другие эксперты.

Разговор на форуме идет также о применении в экстремальных условиях края беспилотных технологий. Такие системы нужны для экологического мониторинга и контроля за состоянием трубопроводов, для определения ледовой обстановки и срочной доставки северянам жизненно важных грузов (скажем, лекарственных препаратов). Модератором этой сессии выступил Вадим Медведев, глава Фонда национальной технологической инициативы, оказывающего финансовую и экспертную поддержку компаниям-разработчикам беспилотных систем.

Красной нитью на подобных форумах проходит обычно тема привлечения в эти регионы квалифицированных кадров. Не стал исключением и нынешний. Своим видением этой проблемы делятся Валентина Пивненко, заместитель председателя «арктического» комитета Госдумы (модератор двух сессией, посвященных этой тематике), член Комитета Совета Федерации по региональной политике и делам Севера Денис Гусев и другие эксперты.

Добраться до некоторых северных поселков в глубинке, учитывая колоссальные расстояния и бездорожье, можно лишь по реке или на вертолете. Речной флот там уже понемногу обновляется, и северяне ждут, когда им станет доступна малая авиация, чтобы иметь надежное сообщение с большой землей.

Чем заменить старую авиатехнику, как модернизировать аэродромы и уменьшить для северян стоимость перелетов? Об этом на форуме размышляют глава ФКП «Аэропорты Чукотки» Сергей Батыченко, руководитель крупной профильной научно-производственной компании Андрей Козловский и их коллеги.

Ну а завершатся встреча и приуроченная к ней выставка (их организаторами выступили АСПОЛ и Минвостокразвития РФ) принятием резолюции. Участники форума направят ее в профильные министерства и ведомства, не без оснований рассчитывая на обратную связь и заинтересованное рассмот­рение своих инициатив.

Читайте также:

Промышленность и Арктика: губернаторы Петербурга и Поморья договорились о новых проектах

Петербург наращивает арктический потенциал: более 200 компаний работают для Севера


#Арктика #форум #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (8053) от 10.12.2025 под заголовком «Арктика в действии».


Комментарии