В Северной столице готовится к выходу на маршруты очередная партия городских новинок
30 автобусов большого класса «ЛиАЗ» и 53 Volgabus вместимостью 100 человек. Все — с уже привычным для нас уровнем комфорта и безопасности (низкопольные, с мультимедийными экранами, кондиционерами, системами контроля за работой основных узлов и состоянием водителя). Новые машины были доставлены на днях в парк № 5 «Пассажиравтотранса».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Эта поставка — первая часть большого госконтракта с Государственной транспортной лизинговой компанией, заключенного минувшим летом. В соответствии с ним, до конца текущего года в Петербург на условиях лизинга должны поступить 293 единицы подвижного состава: 53 автобуса Volgabus 5270, 125 — «ЛиАЗ 5292», а также 115 — «НЕФАЗ 5299». Стоимость закупки — 5,7 млрд рублей.
Еще 120 автобусов особо большого класса (вместимостью не менее 155 человек) и 66 электробусов «МАЗ» будут поставлены «Пассажиравтотрансу» до конца текущего года по контракту, подписанному в июле Смольным с Минским автомобильным заводом. Чуть позже — в начале следующего года — в Северную столицу прибудут еще 34 электробуса. Стоимость всей белорусской закупки — 3,76 млрд рублей.
Обновление подвижного состава общественного транспорта идет в Петербурге в последние годы небывалыми темпами. По всем его видам, наземным и подземному. Но особенно это ощутимо в автобусных перевозках. С момента запуска новой модели транспортного обслуживания пассажиров (НМТО) в 2022‑м на новенькие лазурные машины пересели четыре частные компании, выигравшие городские тендеры (напомним, тогда ими было закуплено свыше 2,8 тыс. комфортных автобусов различных классов вместимости). Не одномоментно, но все же достаточно активно стал обновлять свой парк и государственный перевозчик — «Пассажиравтотранс». Цель программы модернизации парка — сократить средний возраст городских автобусов до пяти-шести лет, после чего техника будет заменяться на новую систематически.
Но быстрое массовое обновление несет в себе и некоторые риски. Их можно назвать своего рода «детскими болезнями» ускоренной модернизации. Одну из них мы могли воочию наблюдать в первые годы НМТО, когда «лазурники» («МАЗы», «ЛиАЗы», «Волгабасы») воспламенялись на ходу. Перевозчики пеняли производителям, производители критиковали перевозчиков за ненадлежащее техническое обслуживание машин. Правы были, судя по всему, обе стороны. Основной причиной возгораний в моторных отсеках, по мнению специалистов, было попадание масла из системы гидропривода на горячие части двигателя. В итоге над проблемой поработали и автопроизводители, которые в своих машинах перешли на исключающие вытекание масла электроприводы, и автопарки, которые повысили качество обслуживания новой техники, обучив персонал и усилив контроль за ее состоянием.
И уже совсем редкостью стали черные чадные «хвосты», изрыгаемые выхлопной трубой автобуса при отчаливании от остановки — то, что совсем недавно было обыденностью для городских улиц. Ведь старые дизельные машины заменяют на экологичные. Например, из пяти тысяч уже работающих на маршрутной сети автобусов более 3 тысяч используют газомоторное топливо. Для них создана инфраструктура: в городе работает 14 автомобильных газозаправочных станций «Газпрома», расположенных рядом с ключевыми транспортными маршрутами (их строительство частично субсидировалось из федерального и городского бюджетов). Планируется сооружение еще четырех — в Выборгском, Колпинском, Московском и Невском районах. Работа по созданию газозаправочных станций будет продолжена, говорят в Смольном.
А вот с массово поступающими нынче в город электробусами (их в Петербург в ближайшие месяцы прибудет сотня) все сложнее.
Сами машины, судя по всему, хороши: большого класса (вместимость не менее 97 пассажиров), с низким уровнем пола и современными бортовыми системами для комфорта и безопасности поездок, а тяговая батарея обеспечивает автономность хода до 250 километров — то есть рассчитана на весь день работы на маршруте. Один из приобретаемых городом электробусов «МАЗ-303Е23» петербуржцы могли своими глазами увидеть в мае на фестивале «ТранспортФест», где он был выставлен наряду с другими транспортными новинками.
Сразу после фестиваля борт был передан в тестовую эксплуатацию «Пассажиравтотрансу» и уже неплохо показал себя на маршруте № 76. Только заряжать эти электробусы планировалось по ночам в специализированном автопарке. А парка‑то и нет…
Строительство спецбазы для 366 электробусов медленной ночной зарядки стоимостью 11,5 млрд рублей началось в производственной зоне «Ржевка» в 2023 году. Заказчиком выступает «Пассажиравтотранс», генподрядчик — компания «Геоизол». По плану, первую очередь парка должны были ввести еще в конце 2024‑го, полная же сдача объекта назначена на декабрь 2026‑го. Но проект забуксовал с самого начала. У «Геоизола» возникли проблемы, на него посыпались иски от субподрядчиков…
Ситуацией заинтересовалась Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга (КСП). В сентябре специалисты инспекции № 1 КСП провели обследование выполненных на площадке работ. Как пояснили в палате, «выезд на объект состоялся в рамках контрольного мероприятия, посвященного проверке финансово-хозяйственной деятельности СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в части реализации переданных комитетом по транспорту полномочий по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности».
Выводы комиссии, возглавляемой председателем палаты Константином Желудковым, которые были сделаны по итогам выездного совещания в «Ржевке», оказались неутешительны: у аудиторов есть основания полагать, что к сроку работы в полном объеме выполнены не будут. «На площадке № 1 строительная готовность в суммовом выражении составляет 80 %, на площадке № 2 — 15 %. В течение всего периода строительства не соблюден график выполнения работ (по отдельным работам просрочка составляет 1,5 – 2 года)», — говорится в сообщении Контрольно-счетной палаты, сопровождаемом убедительными снимками. По оценке экспертов, своевременное завершение работ не будет обеспечено в связи с делом о банкротстве компании-подрядчика.
«В задачи палаты входит не только контроль за своевременным и корректным использованием средств бюджета, но и содействие в соблюдении финансовой дисциплины при реализации важнейших городских проектов, — подчеркнул, комментируя результаты проверки, председатель КСП. — Заказчику строительства будут даны рекомендации по выходу из сложившейся ситуации с минимальными потерями для городской казны».
Пока же поступающие в город электробусы будут размещать в других автопарках «Пассажиравтотранса». Например, в «двойке», где создана зарядная инфраструктура и где таких машин уже сейчас около сорока. Строят свои зарядные мощности автопарки № 3, 5, 6, а также Колпинский. Нормальный в принципе процесс — прогресс ведь не стоит на месте… Вот только интересно: а что будет делать парк в «Ржевке», когда его все‑таки достроят?
Читайте также:
«Ехать на нем нисколько не страшно». Москвичам понравились поездки на беспилотном трамвае
А теперь — Дворцовый. Ремонт переправы через Большую Неву продлится от двух до четырех недель
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (8002) от 29.09.2025 под заголовком «На маршруты выходят новинки».





Комментарии